Управляющим партнером компании Шмелевой Мариной при участии юристов компании «Шмелева и Партнеры» Малыхиной Елены, Богатовой Екатерины было проведено экспертно-аналитическое исследование для Государственной думы РФ (Государственный контракт № 01731000096200000410001 от 14 сентября 2020 года).
Совершенствование законодательства Российской Федерации в целях стимулирования закупок российской высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Основание для выполнения работы: Программа научно-экспертной и исследовательской работы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 году.
Актуальность исследования:
Указом Президента РФ от 07 мая 2018 г. №214 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Достижение поставленной задачи требует:
С принятием федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» государство обозначило ключевые подходы к формированию промышленной политики в Российской Федерации, а также ключевые инструменты ее реализации, в том числе меры государственной поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности.
В современных условиях целесообразно рассмотреть возможность более активного применения иных, нефинансовых мер государственной поддержки российских производителей промышленной продукции.
С учетом изложенного, проведение комплексного экспертно-аналитического исследования дополнительных возможностей и новых подходов к стимулированию закупок российской высокотехнологичной продукции гражданского назначения является актуальным и востребованным.
Цель: повышение эффективности мер стимулирования закупок российской высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Задачи:
1.1. Охарактеризованы основные меры стимулирования спроса на продукцию национальных производителей в зарубежных странах – участницах ВТО, в том числе в США, Китае, Бразилии, Германии.
1.2. Проведен анализ офферов зарубежных стран о присоединении к Соглашению ВТО о правительственных закупках (WTO Agreement on Government Procurement) в целях выявления подходов, практикуемых в зарубежных странах при установлении запретов и ограничений на допуск к правительственным закупкам иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
2.1. Охарактеризованы критерии отнесения продукции к высокотехнологичной в целях применения мер стимулирования закупок высокотехнологичной продукции российских производителей. Выделить плюсы и минусы существующих подходов.
3.1. Проведен анализ возможностей применения механизмов стимулирования спроса на продукцию российских производителей при применении различных инструментов привлечения инвестиций (концессия, соглашение о государственно-частном партнерстве, приобретение ценных бумаг (акций и облигаций), специальный инвестиционный контракт).
3.2. Выявлены ограничения на применение механизмов стимулирования спроса на продукцию российских производителей при использовании проанализированных инструментов привлечения инвестиций.
3.3. Проведен анализ мер стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию российских производителей при реализации национальных проектов.
3.4. Проведен анализ существующих механизмов стимулирования спроса на российскую высокотехнологичную продукцию при применении различных форм государственно-частного партнерства.
С учетом выработанной модели стимулирования спроса на продукцию российских производителей сформировать рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации о применении запретов и ограничений для иностранных товаров, работ и услуг при государственных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц высокотехнологичной продукции гражданского назначения и возможности введения обязательных квот или преференций при закупках отечественной продукции.
С учетом выработанных требований и ограничений по применению различных мер стимулирования спроса на высокотехнологичную продукцию российских производителей сформировать рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации о локализации высокотехнологичного производства на территории Российской Федерации в целях создания баланса между независимостью российской промышленности от внешнеполитических колебаний и необходимостью вывода российской промышленности на новый технологический уровень, достижение которого невозможно без передовых иностранных технологий.
6.1. Провести анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих особенности проведения государственных закупок высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
6.2. Выявить проблемные вопросы правового регулирования государственных закупок.
6.3. Выработать конкретные предложения по внесению изменений в федеральное законодательство и нормативные правовые акты, регламентирующие особенности проведения государственных закупок высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Работа выполнялась при ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия.
Для консультации с юристом, вы можете подать заявку на сайте:
25.01.2021
Общество