Как подготовиться к налоговой проверке?
Сегодня наши юристы расскажут, как подготовиться к налоговой проверке. Напомним, что налоговая проверка может быть плановой и внеплановой. Первая проводится по графику. Вторая — по причине подозрений руководства в нарушениях налогового законодательства.
Если вам необходима помощь в подготовке к налоговой проверке или непосредственное участие юриста в мероприятии, то обращайтесь в нашу юридическую компанию:
Как подготовиться к налоговой проверке?
Инспекторы заблаговременно собирают всю информацию о предприятии и проводят анализ. А опираться налоговые специалисты будут на концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Документ содержит ряд критериев, по которым анализируется финансово-хозяйственная деятельность и определяется возможность попадания под проверку. Количество совпадений влияет на вероятность проверки.
Налоговая служба посещает юридическое лицо для контроля за расчетами и оплатами налогового сбора. Предмет проверки указывается в решении о проведении ВНП. И меняться инспектором он не может.
Проверка проводится по юридическому адресу предприятия. Если компания или предприниматель не имеют возможности предоставить помещение, их вызывают в отдел налогового органа по месту регистрации юридического лица.
Права инспектора регламентируются Налоговым Кодексом РФ. Согласно законодательным нормам, проверяющий имеет право:
- требования документации личной и относящейся к деятельности фирмы;
- требования данных контрагентов и третьих лиц, относящихся к проверке;
- допроса свидетелей: клиентов, соучредителей и работников;
- осмотра помещений, прилегающей территории и имущества юр. лица;
- изъятия вещей и документов;
- проведения экспертизы и оценки;
- привлечения к процедуре специалиста.
Следует подготовиться к налоговой проверке, а лучше всегда быть готовыми к прохождению. Далее мы рассмотрим, что будут проверять сотрудники ФНС.
Проверка первичной документации
Конкретный список документов, который налоговик будет требовать, отсутствует. Все зависит от налога, попадающего под проверку. Предусмотрительно нужно подготовить следующие бумаги:
- кассовые на предмет расхода наличности из кассы, правильного оформления приходно-расходных документов и суммы, передаваемой в банк;
- счета-фактуры, которые должны быть оформлены согласно законным требованиям;
- накладные с содержанием печатей, подписей и необходимых реквизитов;
- документы о приеме-передаче. Если их подписывали рядовые сотрудники, нужно поменять. Подобные акты может подписывать только руководство, бухгалтер, заведующий складским помещением и другие уполномоченные лица, но никак не водители;
- авансовая отчетность и товаросопроводительная документация на наличие печатей и подписей;
- при наличии налоговых льгот, нужно подтверждение этого факта;
- хранение файлов управленческого учета с аналитическими материалами для внутреннего пользования не должны находиться в одном компьютере с налоговым учетом. Для безопасности рекомендуется разместить эти файлы на внешнем носителе и запереть отдельно от официальных сведений.
Потребуется перепроверка расходов на экономическую обоснованность и соответствие рыночным ценам. Если обнаружилась пропажа или порча бумаг, контрагент должен предоставить дубликат. На документах должна быть живая подпись уполномоченными лицами и действующая печать. Если по причине пандемии юридическое лицо экстренно перешло на документооборот в электронном виде, эти изменения указываются в учетной политике.
Все данные передаются налоговой службе под роспись и по акту приема-передачи. Документация прошивается и пронумеровывается, для того, чтобы проверяющий случайным образом что-то не упустил и не потерял. Под проверку также попадает штатное расписание, приказы, инструкции, доверенности.
Если руководитель юр. лица является внешним совместителем и выполняет свои обязанности в неполный рабочий день, бумаги, подписанные им, должны быть датированы тем числом, когда официально были выполнены руководителем должностные обязанности. Это же касается отпуска руководства и должностных лиц, уполномоченных на подписание бумаг.
Кадровый аудит – это длительный и трудоемкий процесс, которым занимается практически каждый сотрудник перед приходом налоговой службы. Если с документами изначально были проблемы, времени на их исправление может не хватить.
Сделки с подрядчиками и контрагентами
Одна из основных целей при проверке налоговиками – наличие договоров с фирмами-однодневками. Таким образом часто организовывают схемы незаконной налоговой оптимизации. Потребуется документальное подтверждение того, что при заключении сделки с деловым партнером была проявлена должная осмотрительность и собраны все документы.
К таковым относятся:
- учредительные бумаги юридического лица и устав;
- свидетельство о регистрации и факт постановки на налоговый учет;
- решение назначения руководства;
- наличие бухгалтерской отчетности за последние 12 месяцев.
Компания контрагента также попадает под проверку, и с нее требуют предоставления следующих данных:
- наличие регистрации в ЕГРЮЛ;
- не погашенные долги по налогообложению и своевременная сдача отчетности;
- факт работы компании в данный момент;
- судебные процессы и дела, по которым юр. лицо выступало истцом или ответчиком;
- исполнительные листы с не погашенными долгами.
Если велась переписка с контрагентом относительно крупной сделки, этот факт включается в досье. Плюсом будет наличие фотоматериала складских помещений, протоколов совещаний, докладных записок и др. Переписки между менеджерами компании и сотрудниками контрагента в электронных сетях не должны содержать компромат в виде схем и вариантов снижения налоговой нагрузки.
Если с самого начала ведения бизнеса нанять грамотного бухгалтера и юриста, следить за документами и отчетами, то проблем с налоговиками не возникнет.
По вопросам помощи в подготовке и прохождению налоговой проверки, обращайтесь к нашим юристам:
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.