a
8 (800) 201 56 52

Звонок по РФ бесплатный

WhatsApp

Instagram

Получить консультацию

8:00 - 19:00

Время работы фирмы ПН - ПТ.

8 (800) 201 56 52

Телефон горячей линии. Звонки по России бесплатно

Instagram

WhatsApp

Позвонить

 
Юридические услуги для бизнеса - Шмелева и Партнеры > Бизнесмену на заметку  > Контрольно-надзорная деятельность и ее реформирование. Станет ли предпринимателям легче?

Контрольно-надзорная деятельность и ее реформирование. Станет ли предпринимателям легче?

Контрольно-надзорная деятельность и ее реформирование

Пандемия, введение карантина, упразднение большого количества юридических лиц, — все это привело не только к ухудшению экономического состояния страны, ухудшению положения бизнесменов, но и изменению приоритетов государственных органов, осуществляющих надзорную деятельность.

Последние исследования, а также статистические данные показали, что на конец 2020 года и начало 2021 года пришлось гораздо меньшее число проверок в сравнении с последними годами. Уровень контроля снизился на 85%. При этом вопрос того, почему произошли такие перемены, остается открытым. Изменилась ли фискальная нагрузка? Возможно, но не на такой показатель, как было отмечено. Так в чем же проблема, и какие реформы ожидают контрольно-надзорную сферу?

Законный карантин

Пандемия повлияла на все сферы жизни, в том числе на предпринимательство. Ввиду карантина, ограничения деятельности и вынужденного нахождения сотрудников дома государство приняло множество решений, направленных на поддержание малого, среднего и крупного предпринимательства.

Помощь носила материальный и организационный характер. Были приняты важные нормативно-правовые акты, позволившие некоторым бизнесменам остаться «на плаву».

Например, Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438, предусматривающее изменения и упрощения порядка проведения контрольных мероприятий, или рекомендации к Федеральному закону № 98-ФЗ, предусматривающему порядок действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, к угрозе которых прямо относилась пандемия.

Все меры государства были направлены на предотвращение распространения болезни, создание условий для безопасности граждан, что прямо коснулось предпринимателей. Им пришлось прекратить свою деятельность, отправить сотрудников на самоизоляцию, выплачивая при этом заработную плату, — все это негативно сказалось на показателях прибыли и работы в целом. Именно поэтому государство стремилось поддержать бизнесменов, в некотором смысле забывая о должном контроле.

Именно поэтому карантин следует считать одной из причин снижения процента надзорных мероприятий. Безусловно, таковые проводилось, но в большей степени со стороны санитарно-эпидемиологических органов надзора. Финансовый контроль остался в стороне.

Теперь же потребуется изменить положения, принятые в период пандемии. Это будет первым шагом реформирования. Постепенно государство должно вернуться к ранее существующей системе контроля, а после и усовершенствовать ее.

Мораторий на надзорные мероприятия

Пандемия стала причиной множества проблем, возникших не только в России, но и в зарубежных странах. И главной из них стало обеспечение контакта надзорных органов и бизнесменов в период карантина. Взаимодействия людей должны были быть сокращены до минимума. Это еще одна причина уменьшения показателя проведения контрольных действий.

В процессе реформирования государство старалось разработать, так называемые, планы действий при необходимости проведения той или иной проверки. Это действительно необходимо, поскольку даже в период пандемии жалобы и обращения поступали, а значит, побуждали органы власти к осуществлению надзорной работы.

Безусловно, сам факт распространения болезни потребовал сосредоточить внимание на определенных органах власти. Активно осуществлял работу Минздрав РФ, различные медицинские учреждения, управления и департаменты, осуществляющие санитарный и эпидемиологический надзор.

Одновременно с этим государство приняло решение перейти на риск-ориентированный подход, то есть сократить до минимума или вовсе исключить проверки со стороны определенных органов власти: Трудовая инспекция, пожарная, налоговая, таможенная инспекции, Ростехнадзор, Роскомнадзор, органы природного надзора, а также Счетная палата.

Реформа затронула выездные налоговые проверки. Надзорные мероприятия, позволяющие совершать исследование сведений на месте, без непосредственного контакта с предпринимателем и его сотрудниками, сохранили свое действие.

Более того, было принято решение обеспечить возможность при необходимости проводить проверки посредством аудио и видеосвязи.

Также не запрещаются внеплановые проверки, но их реализации возможна только при одном из трех условий:

  • наличие поручения Президента, Правительства РФ, либо прокурора;
  • возникновение ЧС, связанных с угрозой жизни и здоровью людей;
  • ходатайство о признании того или иного предписания исполненным.

Меры были кардинальны и очень существенны, особенно с учетом привычного порядка проведения проверок. Однако изменения надзорной работы смогли помочь обеспечить защиту населений от коронавируса, и теперь когда ситуация с пандемией постепенно стабилизируется, риск заражения сокращается, государство снова может вернуться к прежнему режиму. Отмена ряда ограничений и условий также станет частью реформирования в будущем.

Процесс цифровизации. Возможно ли его сохранение в будущем?

Еще одной особенностью, которая смогла бы помочь даже в условиях пандемии, является цифровизация всех процессов, в частности связанных с надзорной деятельностью. За границей данный метод существует достаточно давно, возможно, именно по этой причине для Европы и Америки коронавирус не стал угрозой существующей системы исполнительной власти.

Что же касается России, то здесь цифровизация развита плохо, хоть и получила свое начало, причем именно в период пандемии. Были приняты некоторые законы и подзаконные акты, позволившие уполномоченным органам реализовывать свою надзорную деятельность дистанционно. Это помогло сохранить хотя бы часть контроля.

На данный момент действует несколько высокотехнологичных виртуальных сервисов, помогающих в осуществлении контрольно-надзорной деятельности:

  • Государственная информационная система, называющаяся «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», позволяющая лицу, в частности юридическому, получить необходимую информацию о запланированных проверках, а также проконсультироваться у контролера сервиса;
  • Государственная информационная платформа, осуществляющая непосредственный надзор за процессом оборота драгоценных металлов, камней и изделий из них;
  • сервис обработки жалоб и обращений предпринимателей, в случае осуществления незаконных действий правоохранительными органами.

При этом цифровые сервисы успешно применяются в работе налоговой службы и Роспотребнадзора РФ. Это позволяет надеется на сохранение технологий и даже их развитии в будущем.

Упрощение процесса надзора органов власти и подачи обращений предпринимателями необходимо каждой стороне и не должно опираться только на условия пандемии.

Таким образом, реформирование существующей на данный момент системы контрольно-надзорных мероприятий должно предполагать сокращение давления на предпринимателей, которые не попадают в сферы деятельность с высокими рисками нарушений.

Выявлять таковых, работа органов власти так же, как и обеспечивать реализацию процесса, независимо, очно или дистанционно таковой проводится.

Юридическая статья от:

Звонок бесплатный | 8 (800) 201 56 52

Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.

0 0 голос
Оценка статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии
error: Контент защищен от копирования!

Бесплатная консультация с юристом