Как защитить деловую репутацию в суде? Помощь юриста по защите деловой репутации
Сегодня поговорим о том, как защитить деловую репутацию. Нужно помнить не только об эффективности осуществляемой деятельности, но и представлениях о компании среди партнеров и потребителей. В этом случае важно защищать и обеспечивать свою деловую репутацию.
Большинство представителей крупного и даже малого предпринимательства не верят в продуктивность обращения в судебные органы за осуществлением подобной защиты. Однако иными путями восстановить деловую репутацию практически невозможно. Отсюда возникает необходимость рассмотрения процесса реализации такого права бизнесменами, независимо от сферы их деятельности.
Как защитить деловую репутацию: статистика и судебная практика
Практика обращения в судебные органы с целью защиты деловой репутации показывает, что эффективность такого метода сомнительна. Бизнесмены редко прибегают к исковому производству. Это не лишено оснований.
Согласно последним исследованиям и анализу судебной практики, только треть исков подлежит удовлетворению. Основная проблема в том, что доказать факты, порочащие компанию и приносящие ей в связи с этим убытки, невозможно.
Более того, на сегодняшний день репутация может пострадать от банальных постов в социальных сетях, что особенно сложно представить в качестве доказательств суду.
Деловую репутацию справедливо считают активом компании. Если «доброе имя» бизнесмена и его предприятия опорочено, то это неизбежно приведет к потере прибыли и упадку всей работы.
Для некоторых это быстрый процесс, а кто-то годами постепенно теряет свое положение в той или иной экономической отрасли. Особенно опасно рассматриваемое явление в условиях конкуренции, которая имеет высокий уровень.
Статистика рассмотрения дел о защите деловой репутации арбитражным судом за последние пять лет имеет не самые утешительные показатели. Фактов возбуждения производства не так много, а выигранных споров меньше почти в три раза.
Из 1,879 миллионов дел, рассмотренных судом с последний год, только 0,04% были о защите репутации. Подобное вызвано недоверием к данном средству защиты, которое в свою очередь возникло из фактических показателей статистики:
- 2015 год: количество исков – 669, выигранных дел – 145;
- 2016 год: количество исков – 747, выигранных дел – 177;
- 2017 год: количество исков – 846, выигранных дел – 327;
- 2018 год: количество исков – 874, выигранных дел –286;
- 2019 год: количество исков –835, выигранных дел – 263;
- 2020 год: количество исков – 389, выигранных дел – 171 (за первое полугодие).
Безусловно, по динамике показателей видно, что число обращений возрастает с каждым годом, однако эффективность рассматриваемого средства защиты репутации бизнесменов не увеличивается.
Соотношение выигранных дел и с их общим количеством остается относительно одинаковым, что и вызывает сомнения в необходимости, в принципе, обращаться в арбитражный суд при наличии подобной проблемы.
Вы можете узнать свои шансы на успех по иску о защите деловой репутации. Отправьте заявку на бесплатную оценку правовой ситуации:
В рамках консультации, юрист оценит шансы на успешное решение вашего дела и озвучит риски. Консультация и оценка правовой ситуации предоставляются бесплатно.
Как защитить деловую репутацию в суде?
Для грамотной защиты в суде бизнесмену необходимо не только знать, как происходит разбирательство и что нужно для возбуждения дела, но и заранее подготовить важные для разрешения спора сведения.
С первым моментом всегда сможет помочь юрист, а вот второй аспект должен контролироваться непосредственно заинтересованным лицом. Все факты посягательства на деловую репутацию должны, в первую очередь, фиксироваться пострадавшей стороной.
Для бизнесменов, чья деловая репутация пострадала, необходимо пройти несколько этапов, чтобы защитить свои интересы в суде:
- Фиксация сведений о фактах, порочащих деловую репутацию.
Это самый важный и сложный момент. На сегодняшний день существует множество способ распространения информации, в том числе негативной. Если это сайты и социальные сети, лучший вариант – нотариальный протокол осмотра сайта.
Когда сведения транслируются в телеэфире, то можно записать передачу, либо обратиться непосредственно в компании, осуществляющей показ. Также есть вариант оформления протокола осмотра сайта, на котором осуществляется пока официально показ эфира с порочащей информацией.
Метод фиксации зависит исключительно от способа распространения сведений. Самый простой вариант – сделать скрины сайтов и страниц в социальных сетях, но обязательно с датами и временем размещения. Не самый надежный вариант, но все же имеющий некоторую эффективность.
- Определение требований.
Иск должен предполагать четкую позицию заявителя, отражать то, чего он хочет добиться. Нельзя требовать восстановить деловую репутацию, можно определить круг действий, которые ответчик должен совершить.
Например, признать недостоверной опубликованную информацию, удалить сведения из общего доступа, взыскать моральный вред и убытки.
- Установить ответчиков.
На этот счет у бизнесмена не должно быть проблем. ВС РФ дал четкое разъяснение тому, кого можно признать надлежащим ответчиком по делу.
Например, если сведения разместила газета или журнал, то подавать иск нужно в отношении данного юридического лица. Если его не существует, то к конкретному субъекту, разместившему информацию, либо создавшему ее. Однако все хорошо только в теории.
Проблема возникает с социальными сетями. Например, если в «В контакте» будет размещена недостоверная порочащая информация, то подавать в суд на владельца сайта нельзя. Он только предоставляет платформу для пользователей.
Найти конкретное лицо также маловероятно. Соответственно, здесь в суд обращаться не с чем, и единственный помощник – техподдержка сайта, которая может удалить порочащий репутацию бизнесмена пост. При этом возместить убытки и вред уже не представляется возможным.
В остальном процесс подачи иска не отличается от иных видов споров. Субъектам бизнеса необходимо направлять заявление в арбитражные суды. Составление иска, ведение дела, представительство, — все это сможет обеспечить юрист.
Первая консультация для новых клиентов может быть оказана бесплатно.
Можно ли выиграть спор о защите деловой репутации?
Рассматриваемые споры не всегда считаются заранее провальными. На самом деле истцу, доказавшему факт потери доверия к своей репутации и наступления иных неблагоприятных последствий, реально получить денежную компенсацию. Причем расчет ее очень своеобразный.
Сложно точно установить показатель вреда, причиненного информацией. Необходимо оценить, как много людей получили доступ к порочащим сведениям.
Например, одна из газет в Челябинской области опубликовала статью о недобросовестной работе Энергосбытовой компании. Ее тираж около 34 000 экземпляров и выходит непосредственно в городе Озерске.
Суд удовлетворил требования частично, взыскав с издания 80 000 рублей. Обоснованием этому послужило то, что газету прочли только жители города.
В другом случае, напротив, был подан иск на издание, находящееся на четвертом месте по количеству аудитории. Определились миллионы читателей.
Суд учел этот фактор. В итоге исковое заявление было удовлетворено, а с издания взыскана сумма в 4,2 миллиона рублей.
Таким образом, чем больше людей получили информацию, порочащую бизнесмена, тем больше шансов получить существенную компенсацию и добиться удовлетворения всех исковых требований.
Ваша деловая репутация испорчена, а виновник не наказан? Отправьте заявку на консультацию с юристом по защите деловой репутации:
Оценим вашу ситуацию и обеспечим наилучшую юридическую защиту по защите вашей деловой репутации. Привлечем виновника к ответственности и взыщем понесенный вами ущерб!
Доктор юридических наук, Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП, Управляющий партнер юридической компании «Шмелева и партнеры»