Как снизить налог с продажи коммерческой недвижимости? Варианты снижения налогов
Продажа коммерческой недвижимости является неотъемлемым и наиболее часто встречающимся видом сделок, которые заключается предпринимателями. Для кого-то это форма заработка основной части прибыли, кто-то пытается реализовать одно имущество, чтобы приобрести другого, а для кого-то это средство восстановить свое материальное положение.
При любых ситуациях заключение договора предполагает не только поиск и проверку контрагента и соблюдения ряда условий, но и выполнение требований законодательства в части уплаты налогов.
Именно это направление наиболее часто становится объектом уклонистов, желающих продать недвижимость и сэкономить на обязательных платежах.
Существует множество различных способов уклониться или сократить налоги при продаже недвижимости. Более того, это не всегда незаконные средства. Определяются вполне легальные методы экономии при заключении сделок по купле-продаже недвижимости.
В первую очередь это связано с льготами, предлагаемыми предпринимателям в рамках того или иного режима налогообложения. Помимо этого практика ведения бизнеса позволила найти некоторые лазейки, которыми участники сделок пользуются очень активно.
Продажа недвижимости коммерческой — стандартный метод снижения налога
Если не прибегать к сложным схемам и не пытаться заключить максимально выгодную сделку, то для продажи недвижимости подойдет стандартный договор.
Обычная процедура отчуждения имущества организации, которая чаще всего связано с нежеланием впредь владеть тем или иным объектом. Здесь нет цели обмена, покупки более выгодного помещения, нужно просто получить деньги и не более того.
Процедура оформления стандартной сделки предполагает несколько этапов, при прохождении которых должны быть учтены некоторые аспекты. Процесс предусматривает следующее:
- Принятие решения о сделке,
В компаниях это происходит посредством голосования на общем собрании участников, либо подписью единственного участника организации. Одобрение учредителей на заключение сделки требуется не всегда.
Исключение составляют только те случаи, когда стоимость имущества больше 25% активов всей компании. Однако решение собрания лучше иметь в каждой ситуации, потому что регистраторы все равно затребуют одобрения участников организации.
- Составление договора купли-продажи.
Для этого привлекаются юристы, условия обговариваются контрагентами, а после документ регистрируется.
На этом все. Сделка завершена. Однако для сторон обязательства не прекращаются. По закону предприниматель, продавший имущество, должен заплатить налоги, размер которых варьируют с учетом налогового режима.
Существует несколько доступных вариантов получения льготы. Если бизнесмен заключает сделку, работая при этом в рамках основной системы налогообложения, не предполагающий дополнительных привилегий, то ему придется заплатить большое количество налогов: на прибыль – 20%, НДС – 20%.
Все это приведет к серьезным расходам. Поэтому для таких предпринимателей подобные сделки не совсем выгодны.
Самым выгодным вариантом рассматриваемых сделок для предпринимателей выступает их заключение в рамках УСН, то есть упрощенной системы налогообложения. Согласно этому режиму бизнесмен совершает один платеж по ставке 6% от дохода, полученного по договору, а если он берет за основу разницу между доходом и прибылью, то 15%. В любом случае данный вариант позволяет существенно сократить расходы, при этом не нарушая никаких норм закона.
По мнению большинства юристов, специализирующихся на сопровождении подобных сделок с участием юридических лиц, стандартная форма договора купли-продажи – лучший вариант. Поскольку все совершается законно, нет никаких скрытых действий, в которых можно усмотреть уклонение от обязательств, а при наличии льгот даже появляется шанс на экономию собственных средств.
Продажа недвижимости вместе с компанией
Продажа коммерческой недвижимости может быть осуществлена вместе с организацией. В этом случае предприниматель лишится целого юридического лица, но точно будет избавлен от необходимости платить налоги.
Смысл в том, что объекты недвижимости остаются на балансе компании, таким образом, осуществляется именно ее продажа, а за это никаких налогов не предусматривается.
Но насколько выгоден такой вариант? Разумеется, он подходит только тем, кто не планирует сохранять организацию, а желает только получить деньги.
Чтобы реализовать подобную сделку и избежать налогов юристы рекомендуют хорошо проработать два момента:
- Во-первых, владельцы компании должны осознавать, что такой договор лишит их не только имущества, но и всей компании. Когда требует собрание участников, понадобиться и получение их согласие на такую сделку, что не всегда осуществимо.
- Во-вторых, покупатель также должен осознавать, что приобретает, подписываясь на подобную сделку.
Также возможна продажа долей владельцами компании. Это также позволяет отчуждать часть имущества. Но в этом случае будет предусмотрен определенный налог на прибыль по ставке 20%, и только при наличии льгот его размер может снижаться.
И главная привилегия доступная предпринимателям при одновременном отчуждении имущества рассматриваемым способом, это полное освобождение от налогов, но при условии владения объектом более пяти лет. Важно, чтобы срок не прерывался, иначе льгота не действует.
То есть для уклонения от обязательных платежей в этом случае бизнесмен также не должен нарушать закон и даже прибегать к специальному налоговому режиму.
Еще одна практическая проблема рассматриваемого варианта сделок – изменение долей учредителя, решившего продать их, если срок его владения ими также составляет пять лет и более.
Четких позиций закон не имеет. Вопрос не регулируется, но разъясняется Министерством финансов РФ. По мнению чиновников, увеличение или уменьшения долей владельца компании, это прерывание срока, то есть формально право на льготу упраздняется. Исключение, это продажа долей другим участникам и без привлечения сторонних лиц.
В рамках таких сделок существует еще один способ уклониться от налогов. Его нельзя считать неправомерным, но и внимание уполномоченных органов он все же может привлечь.
Смысл в том, чтобы продать долю компании за номинальную стоимость, то есть по цене равной размеру уставного капитала.
Тогда по факту организация не будет иметь дохода, соответственно, освободиться и от налогов. Однако сильно полагаться на этот метод юристы не рекомендуют.
Если налоговики заметят такую махинацию, то обязательно инициируют выездную налоговую проверку. А она в свою очередь может выявить не только факт уклонения от налогов, но и иные возможные нарушения, которые есть в каждой компании.
Более того, риск использования номинальной стоимости имущества, заключается в том, что сам покупатель может отказаться передавать сумму выше определенной.
Нередко документы содержат один размер оплаты, а по факту стороны договариваются об иной сумме. Здесь можно полагаться только на честность покупателя, потому что в дальнейшем потребовать доплаты будет нельзя, поскольку для этого не окажется ни одного основания.
Можно ли продать недвижимость и сэкономить на налогах?
Таким образом, продажа коммерческой недвижимости может быть осуществлена с оптимизацией налогов на законных основаниях. Однако для грамотного определения порядка отчуждения недвижимости и установления условий сделки лучше проконсультироваться с опытными юристами:
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.