Как работодателю поставить иностранца на миграционный учет и принять его на работу?
При приеме на работу мигранта работодателю необходимо решать вопросы, касающиеся трудоустройства граждан в России. При заключении трудового контракта или договора ГПХ следует сообщить об этом государственным структурам, получить разрешения. Миграционный учет иностранных граждан – требование законодательства, нарушать которое нельзя иначе работодателю будут грозить серьезные штрафы. По этой причине процедуру следует проводить поэтапно.
Миграционный учет иностранных граждан — причины постановки иностранных сотрудников на учет
Миграционный учет иностранных граждан преследует определенные цели. В текущем году он проводится по следующим причинам:
- создание условий для получения свобод, прав иностранцев в РФ для выполнения возложенных на них обязательств;
- реализация государственной политики в области миграции;
- формирование достоверных данных о передвижении иностранных граждан по российской территории;
- ведение статистики;
- планирование развития российских территорий;
- обеспечение надлежащего контроля во время кризиса;
- защита конституции, интересов и прав граждан;
- обеспечение безопасности общества и государства;
- противодействие беспрепятственной миграции;
- систематизация данных о мигрантах, пребывающих в России, их передвижение по стране.
Миграционный учет иностранных граждан преследует и другие цели. Одна из них – решение политических, общественных, социальных и экономических вопросов.
Сроки и порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан
Правила регистрации иностранных граждан предусмотрены законом «О миграции». О прибытии ГУВМ МВД уведомляет сторона, принимающая его. Сроки регистрации зависят от государства, из которого приехал иностранец. В общей ситуации все мигранты должны встать на учет на протяжении 7 рабочих дней.
Для жителей Таджикистана и ЕАЭС существуют исключения. Приехавших из Казахстана, Киргизии, Беларуси, Армении регистрируются в течение 30 суток. Жители Таджикистана – 15 дней. Если мигрант – участвует в программе добровольного переселения, его семья должны зарегистрироваться в ГУВМ МВД на протяжении 37 суток.
Первая регистрация делается на срок до 3-х месяцев. Срок от гражданства не зависит. По окончанию 3-х месяцев иностранец должен уехать с российской территории на 90 дней или продлить миграционный учет иностранных граждан. Это возможно, если мигрант:
- будет выдан вид на жительство или документ на временное проживание;
- продлевает Визу, полученную по работе;
- получает статус специалиста высшей квалификации;
- иностранцу оформляют разрешение на трудоустройство;
- срок патента не истек.
Жители стран ЕАЭС имеют право получить первую регистрацию, если с ними был подписан гражданско-правовой иди трудовой договор на срок до 1 года.
Миграционный учет иностранных граждан и статус иностранцев в Российской Федерации
Обязанности и права мигрантов в РФ регламентируются ФЗ №115 от 25 июля 2002 года «О праве положения иностранцев в России». В п.1 ст.2 Закона существует 3 статуса мигрантов и лиц без гражданства:
- Проживающие на территории государства постоянно – у таких граждан есть ВНЖ;
- Физические лица, проживающие в РФ временно – у мигрантов имеется паспорт «Разрешено временное проживание» или документ «Разрешено проживание»;
- Пребывающие временно – подтверждается миграционной карточкой или паспортом с действующей визой.
В качестве подтверждения статуса гражданина иностранного государства могут использоваться и другие документы, которые потребуются для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Как работодателю заключить договор с временно и постоянно проживающих граждан другого государства?
Чаще на работу устраиваются мигранты из СНГ и лица, пребывающие на территории России, на постоянной основе или временно. Их оформляют, также как и российских граждан. Для подписания трудового контракта предпринимателю не потребуется получать разрешение.
При оформлении трудового контракта с мигрантами, постоянно находящимися в РФ понадобится ВНЖ. Необходимо проверить срок его действия. Он предоставляется на 5 лет, затем его можно продлить. Мигранты с видом на жительство могут трудоустроиться в любую компанию в РФ.
При трудоустройстве мигранта находящегося в РФ временно работодателю необходимо получить разрешение. Иностранный гражданин может осуществлять деятельность только в регионе, котором ему выдали документ. Период действия разрешения – 3 года. По его истечению, мигрант оформляет ВНЖ или покидает Россию.
Жители Беларуси приравнены к российским гражданам и при приеме на работу представляют аналогичные документы. Трудоустройство резидентов Киргизии, Армении, республики Казахстан было упрощено – они могут работать в РФ без патента или разрешения. Граждане этих государств, как и другие мигранты, подлежат постановке на учет в ГУВМ МВД.
Как принять на работу иностранцев, живущих временно в отсутствии визы?
Без визы на территорию России могут въехать граждане СНГ, исключение – Туркмения и жители других стран. С 2015 года с ними заключается трудовой договор на основании патента. До этого времени для официального трудоустройства оформлялась разрешение. Они действуют по окончания своего срока.
Срок действия официального патента – от 1 месяца до года. Для его получения, на протяжении месяца со дня въезда в Россию иностранный гражданин должен обратиться в МВД с заявлением. Для этого ему понадобится паспорт, документ, подтверждающий знание русского языка, истории Российского государства и основ законодательства, другие справки.
Стоимость патента зависит от региона и срока действия. Он действителен только в регионе, котором был получен. В документе указывается профессия, мигрант не сможет трудоустроиться в другом субъекте РФ.
Как принять на работу временно проживающих иностранцев с визой?
Тяжелее заключить трудовой контракт, с жителем другой страны, пребывающим на территории России с визой. До принятия на работу придется собрать пакет документации. Для такого иностранца придется получить разрешение на использование и привлечение сотрудников из-за рубежа. Без него заключать трудовой контракт нельзя.
Разрешение выдается на 12 месяцев. На оформление уйдет 30 дней. Государственная пошлина за каждого иностранного сотрудника – 10 тыс. рублей. Работодателю также необходимо подать заявление.
После оформления разрешения на трудоустройство мигранта, нужно получить приглашение на въезд на территорию РФ для получения разрешения на трудоустройство и визы.
Для этого в службу миграции необходимо подать следующие документы:
- прошение на русском языке;
- ксерокопию документа, подтверждающего личность;
- паспорт работодателя;
- гарантийные письма о принятия обязательств по полному обеспечению иностранца на себя;
- документы для получения разрешения на трудоустройство.
Пакет документации подается на каждого мигранта вместе с просьбой о предоставлении приглашения на въезд. Ознакомиться с перечнем документов можно в пункте 28 Административного регламента. Стоимость государственной пошлины за оформление разрешения – 3,5 тыс. рублей. За приглашение придется заплатить 800 рублей.
Разрешение на трудоустройство иностранного гражданина и приглашение или отказ выдается на протяжении 20 дней без учета выходных и праздничных дней с момента подачи прошения. Виза на работу выдается на срок действия контракта, но не больше чем на 12 месяцев.
Трудоустройство на работу временно проживающих на основании визы займет более 2-х месяцев. За каждого сотрудника придется заплатить государственную пошлину – 10 тыс. рублей и ни однократно посетить службы миграции. После этого можно принимать иностранцев на работу.
Какие документы потребуются для оформления трудового договора?
При трудоустройстве мигранта предоставляются практически аналогичные документы, чти и приеме на работу российских граждан. Для заключения контракта потребуется:
- документ, удостоверяющий личность;
- действующий патент, разрешение, открытую визу, миграционную карту (для временно проживающих мигрантов);
- трудовую книжку (при ее наличии);
- СНИЛС (если иностранец впервые устраивается на работу, страховое свидетельство отдел кадров оформляет самостоятельно);
- договор добровольного медстрахования, действующий в России (он не понадобиться, если фирма заключила с медицинским учреждением договор на оказание платных услуг);
- диплом, сертификат о специализации – при трудоустройстве на работу, предполагающую наличие спецподготовки или профильных знаний.
ИНН должен быть у всех граждан, трудоустроенных в РФ и иностранцев. Но оформить его мигрант может после заключения контракта. Изначально требовать представить ИНН не нужно, без него компания может перечислять налоги.
Удостоверения воинского учета мигрантам не нужны. Для гражданско-правового договора потребуются аналогичные документы, помимо трудовой книжки.
О приеме и увольнении иностранных граждан необходимо сообщать МВД в течение 3 рабочих дней с момента подписания или расторжения контракта. Образец уведомления утверждения приказом №536 от 30 июля 2020 года.
Выплата зарплаты иностранному гражданину
После исполнения всех формальностей, вся документация составлена, и работник трудоустроен, бухгалтерия может начислять и платить ему заработную плату. Но необходимо учесть один момент.
На основании законодательства о валютном контроле и регламенте иностранные граждане без ВНЖ (временно проживающие и пребывающие в России), являются нерезидентами. Все перечисления в их пользу – валютные операции. Расчет по заработной плате может осуществляться только безналичным путем через расчетные счета, открытые в банках (статья 14 ФЗ №173, Данные Росфиннадзора).
Наличные выплаты гражданам других государств, временно проживающим и пребывающим на территории Росси, запрещены. Компании за это грозят штрафные санкции от Российского финансового надзора в сумме 75-100% от суммы, выплаченной иностранному гражданину.
Взносы и налоги с заработной платы мигранта
Порядок налогообложения о перечисления взносов во внебюджетные фонды зависит от статуса иностранного гражданина.
Для расчета НДФЛ, нужно узнать мигрант – резидент или нерезидент. Если на протяжении 1 года иностранный гражданин находился в РФ 183 дней и более, то он налоговый резидент. Размер НДФЛ составит 13%. Если он проживал в России меньше 183 дней – налог составит 30%.
Нюансы – мигранты, работающие в РФ по патенту, уплачивают в бюджет НДФЛ по ставке 13%. Размер аванса, выплаченного сотрудником по патенту, снижает налог на доходы физических лиц, который бухгалтерий удержала с него в текущем периоде. Компания должна получить в ФНС разрешение о праве сокращения НДФЛ работника на сумму перечисленного аванса в счет будущего налога.
Исключение для жителей Киргизии, Армении, республики Казахстан, Беларуси – налог на доход с физических лиц, фиксированный и составляет 13%. Страховые выплаты с иностранцев рассчитываются с учетом их статуса:
- Заработная плата временно и постоянно пребывающих на территории России мигрантов облагается сборами на социальное, медицинское и пенсионное страхование по тарифу компании в общем порядке.
- С оплаты труда временно проживающих иностранных граждан удерживаются взносы на пенсионное страхование в соответствии с тарифом предприятия и на временную нетрудоспособность 1,8%. Сборы на медстрахование не уплачиваются. Есть исключение – жители Киргизии, Армении, республики Таджикистан и Беларуси. Стразовые выплаты рассчитываются, как и за граждан России по основным тарифам компании.
Мигранты – налоговые резиденты Российской Федерации, имеют право на предоставление вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Подготовка к проверке государственными структурами
Если в компании работает иностранец, необходимо четко соблюдать кадровый учет, оформлять необходимые документы и своевременно сообщать МВД о приеме и увольнении мигрантов.
Необходимо и удостовериться, что в каждом личном деле есть:
- паспорт мигранта, удостоверение личности;
- миграционная карточка;
- разрешительная документация: документ на временное пребывание, вид на жительство, патент на трудоустройство и квитанции, подтверждающие его оплату, свидетельства о временном убежище;
- трудовой контракт или гражданско-правовой договор;
- справки с отметкой о приеме на работу в компанию, квитанция об отправленном уведомлении в МВД о трудоустройстве иностранца;
- действующая регистрация;
- СНИЛС и ИНН;
- полис обязательного медицинского страхования;
- справки о присутствии антител к кори (иностранные граждане обязаны пройти вакцинацию);
- документы об отрицательном тестировании на Ковид-19 ПЦР-методом.
Кроме перечисленных документов у работодателя должны быть бумаги учета кадров: приказ и заявление о трудоустройстве, трудовая книжка.
Перечень документации обширный, если есть сомнения перед оформлением иностранного гражданина на работу необходимо проконсультироваться с сотрудниками МВД. Выполнить миграционный аудит. Этим занимаются юристы в сфере миграционного права, которые понимают, на что обращаются внимание контролирующие органы во время проверки.
А чтобы не бояться штрафов, при приеме иностранных граждан на работу следует соблюдать правила трудоустройства мигрантов и нормы действующего на территории России законов.
Если у вас возникли проблемы с оформлением ВКС, то обращайтесь к нашим юристам. Мы спокойно и быстро решим этот вопрос:
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.