Налоговая реформа 2026 в России: увеличение НДС до 22% и снижение порога НДС для ИП
Налоговая реформа 2026 обещает серьезные изменения для российского бизнеса, затрагивая почти все ключевые налоги и режимы. Министерство финансов разработало обширный законопроект № 1026190-8 с поправками в Налоговый кодекс РФ, который Правительство РФ внесло в Госдуму 29 сентября 2025 года[1]. Ожидается, что документ будет принят до конца 2025 года, а уже с 1 января 2026 года бизнесу придется работать по новым правилам[2][1]. Ниже рассмотрим подробно основные изменения, которые включает налоговая реформа 2026, с указанием официальных источников и ответственных инициаторов этих мер.
Изменений много, выход один — подстраиваться. Если вам необходима помощь профессиональных юристов и бухгалтеров, звоните по телефону горячей линии: 8 800 201 56 52
Повышение НДС до 22% в рамках налоговой реформы 2026
Главное изменение, которое вводит налоговая реформа 2026, – повышение основной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%[3]. Минфин официально подтвердил эту меру: в материалах ведомства указано предложение поднять стандартную ставку НДС до 22% с 2026 года[4]. Правительство заложило рост НДС в бюджетный пакет в первую очередь для финансирования расходов на оборону и безопасность[5]. По словам главы Минфина Антона Силуанова, повышение НДС должно принести бюджету значительные дополнительные доходы – по оценке до 2,3 трлн руб. в 2026 году[6].
При этом льготная ставка НДС 10% сохраняется для всех социально значимых товаров – продуктов питания (мясо, молоко, хлеб, масло и др.), медикаментов, товаров для детей и аналогичной продукции[7][5]. Это означает, что жизненно важные категории товаров по-прежнему будут облагаться по сниженному тарифу, а не по повышенным 22%. Нулевая ставка НДС также остается для операций, которые уже сейчас освобождены (экспорт, международные перевозки, гостиничные услуги для иностранцев, продажа важных ресурсов и т.д.)[8]. Таким образом, налоговая реформа 2026 не затрагивает действующие льготы по ставкам 0% и 10% НДС, фокусируясь именно на повышении базовой ставки для остальных операций.
Повышение НДС с 20% до 22% коснется всех плательщиков, работающих с основной ставкой, вне зависимости от системы налогообложения[9]. То есть компании на общей системе налогообложения, а также упрощенцы, вынужденные платить НДС, будут начислять налог по новой ставке. Расчетная доля налога при включенном в цену НДС изменится с формулы 20/120 на 22/122[3], что следует учесть при ценообразовании и расчете договорных цен. Ожидается, что повышение ставки НДС повысит издержки бизнеса и может отразиться на ценах для конечных потребителей. Минфин оценивает прямой вклад этого повышения в инфляцию на уровне около +1 процентного пункта[10]. На практике это означает рост цен практически на все товары и услуги – от сырья до готовой продукции – примерно на 1%, если издержки будут переложены на покупателей. Крупным компаниям придется пересмотреть бюджеты и контракты, малому бизнесу – скорректировать ценники, и в конечном счете разницу почувствуют все потребители, столкнувшись с более высокими ценами.
Ответственные лица: Инициатором повышения НДС выступило Министерство финансов РФ под руководством министра Антона Силуанова – именно Минфин предложил повысить ставку, назвав эту меру «наименее болезненной» для экономики среди альтернатив[11]. Правительство Михаила Мишустина поддержало инициативу, включив ее в пакет бюджетных поправок. 6 октября 2025 г. Антон Силуанов на парламентских слушаниях подтвердил, что ставка 22% вводится с 1 января 2026 года, обосновав необходимость этой меры потребностями бюджета в сфере обороны и безопасности[5]. Таким образом, повышение НДС – ключевая составляющая налоговой реформы 2026, и бизнесу важно подготовиться к этой перемене заблаговременно.
Что делать бизнесу: Уже сейчас компаниям следует проанализировать действующие договоры с контрагентами. Если в 2025 году были заключены долгосрочные договоры с ценами исходя из ставки 20%, необходимо подписать дополнительное соглашение о повышении цены (или выделении НДС сверх оговоренной суммы) с 1 января 2026 года[12]. В противном случае, если контрагент-покупатель откажется доплатить разницу, поставщику придется уплатить дополнительные 2% НДС из собственных средств. Также стоит обновить настройки бухгалтерских и кассовых программ на новую ставку, пересчитать розничные цены (особенно если они указывались с учетом НДС) и уведомить покупателей о предстоящем изменении цен. Бизнесу, продающему конечным потребителям, возможно, придется объяснять рост цен повышением налога, чтобы сохранить лояльность клиентов.
Налоговая реформа 2026: снижение порога освобождения от НДС до 10 млн руб.
Не менее значимое новшество – резкое сокращение лимита доходов, при превышении которого малый бизнес теряет освобождение от НДС. В 2025 году индивидуальные предприниматели (ИП) и компании на упрощенной системе налогообложения (УСН) освобождены от уплаты НДС, если их выручка за предыдущий год не превысила 60 млн руб.[13] (эта норма закреплена в п. 1 ст. 145 Налогового кодекса). При нарушении лимита внутри года НДС приходится платить с начала месяца, следующего за кварталом, в котором произошло превышение[14]. Однако налоговая реформа 2026 предлагает снизить этот порог сразу в 6 раз – до 10 млн руб. в год[15].
Если законопроект № 1026190-8 будет принят и опубликован до 1 декабря 2025 года, новый лимит начнет действовать уже с 1 января 2026 года[16]. Это означает, что все компании и ИП на УСН, чей доход за 2025 год превысил 10 млн руб., с начала 2026 года обязаны перейти на уплату НДС[17]. Фактически для них освобождение от НДС перестанет действовать, хотя еще годом ранее они вписывались в старый лимит 60 млн. Более того, если организация только переходит на УСН с 2026 года (например, была на общей системе в 2025-м), при расчете права на освобождение будет учитываться доход, полученный в 2025 году на прежнем режиме налогообложения – также по границе 10 млн руб.[18]. Таким образом, нельзя обойти ограничение просто сменой режима – лимит суммируется по всем системам налогообложения.
Это нововведение фактически делает НДС повсеместным налогом для малого бизнеса. Многие эксперты уже назвали снижение порога до 10 млн «де-факто убийством УСН»[19], поскольку одна из главных привлекательных сторон упрощенки – освобождение от НДС – будет потеряна для значительного числа предпринимателей. Для сравнения, еще недавно порог для освобождения был существенно выше: так, в 2024 году действовал лимит 60 млн руб., а несколькими годами ранее суммарный порог доходов для сохранения спецрежимов достигал 150–200 млн руб. (с учетом особых правил)[20]. Сокращение до 10 млн руб. означает, что подавляющее большинство средних и даже малых предприятий превысит этот лимит и вынуждено будет платить НДС, либо дробиться на более мелкие структуры. Власти объясняют эту меру борьбой с дроблением бизнеса и необходимостью плавного вывода компаний на общую систему налогообложения[21]. Предполагалось, что снижение порога не даст предпринимателям разбивать бизнес на несколько фирм ради ухода от НДС и стимулирует честно платить налог. Однако бизнес-сообщество встречает эту логику скептически: отмечается, что всего год назад законодатели сами установили планку 60 млн, и внезапная ее шестикратная корректировка подрывает доверие к стабильности налоговой политики[22].
Ответственные лица: С инициативой снизить лимит до 10 млн выступил Минфин России в рамках упомянутого законопроекта. Документ внесен Правительством РФ – следовательно, ответственным инициатором изменений формально является Правительство. В Госдуме поправки поддержал Комитет по бюджету и налогам (председатель – Андрей Макаров): комитет 17 октября 2025 года рекомендовал принять их в составе бюджетного пакета[23]. Это показывает, что законодательная власть одобряет курс на ужесточение условий для малого бизнеса, хотя данная мера и выглядит спорной.
Что делать бизнесу: Тем предпринимателям на УСН, чей годовой оборот приближается к 10 млн руб., необходимо заранее подготовиться к возможному начислению НДС.
Во-первых, стоит пересмотреть планы роста выручки: возможно, имеет смысл ограничить доходы ниже 10 млн, разбив бизнес на независимые направления или отложив часть сделок на следующий год.
Не путайте с дроблением! За это предусмотрена уголовная ответственность. Дробление бизнеса — это когда вы открыли ИП на папу, маму, сестру, и тд. С целью раздробить свой бизнес. Так делать НЕЛЬЗЯ!
Если же превышение лимита неизбежно, нужно:
- Зарегистрироваться плательщиком НДС (подать уведомление в налоговую) с 2026 года, если выручка за 2025 год > 10 млн руб.[17].
- Освоить ведение учета по НДС: приобрести или обновить бухгалтерское ПО для составления счетов-фактур, книги продаж и книги покупок. Помнить, что сдавать декларации по НДС с 2026 года можно будет только в электронном виде[24] – следует получить усиленную электронную подпись и подключиться к оператору отчетности заранее.
- Оценить влияние НДС на цены: решить, будет ли компания увеличивать цену для клиентов на 22% или уменьшать свою маржу. Возможно, стоит уведомить клиентов (особенно физических лиц или партнеров на спецрежимах) о том, что с нового года цена возрастет из-за налога.
- Рассмотреть альтернативные режимы налогообложения: например, новый режим АУСН (автоматизированная упрощенная система) – если он доступен – либо патент (при небольших доходах и подходящих видах деятельности), чтобы сохранить преимущества спецрежима без уплаты НДС. Однако следует учитывать, что патент в 2026 году тоже ограничен (см. ниже), а АУСН имеет свои лимиты и требования.
- Консультироваться со специалистами: переход на уплату НДС – серьезный шаг, требующий настройки учета. Имеет смысл привлечь профессионального бухгалтера или налогового консультанта, чтобы корректно рассчитать налоговые вычеты по входящему НДС и минимизировать нагрузку.
Малому бизнесу важно понимать, что с 2026 года порог 10 млн руб. действует без переходного периода[1]. Поэтому, если в 2025-м ваша выручка перевалила за эту сумму, уже с первой же сделки января 2026 года вам придется начислять НДС. Пренебрежение этим требованием грозит штрафами и доначислением налога. Лучше подготовиться к новым правилам заблаговременно, чтобы избежать сбоев в работе и санкций со стороны налоговых органов.
Налоговая реформа 2026: новые ограничения для патентной системы ИП
Патентная система налогообложения (ПСН), популярная среди ИП, также претерпит существенные ограничения. В рамках налоговой реформы 2026 Правительство предлагает:
- Снизить предельный доход для применения патента с 60 млн до 10 млн руб. в год[25].
- Запретить использование патента для ряда видов деятельности, в том числе для тех, через которые часто проходил значительный оборот.
- Некоторое расширение сферы патента для отдельных услуг в сельской местности (как компенсирующая мера).
Ограничение по доходу. С 1 января 2026 года ИП не сможет приобрести или применять патент, если его доход за предыдущий 2025 год превысил 10 млн руб.[26]. Текущий лимит 2025 года – 60 млн руб., то есть порог урезается в 6 раз[25]. Это означает, что крупные ИП на патенте лишатся права на этот спецрежим. Например, если в 2025 году вы, будучи на патенте, заработали 12 млн руб., то продлить патент на 2026 год налоговая уже не позволит – придется выбирать иную систему (УСН или общую). Более того, даже если в 2026 году у ИП оформлен патент, но в течение года его доход превысит 10 млн руб., право на патент утрачивается задним числом: предприниматель обязан будет перейти на ОСНО или УСН и пересчитать налоги по ним с начала налогового периода, то есть с даты начала действия патента[27]. Иными словами, превышение лимита не только аннулирует патент, но и заставляет доплатить налоги по общей или упрощенной системе за весь период, что может оказаться крайне накладно.
Важно учитывать, что если ИП совмещивает патент с другим режимом (УСН, ОСНО или ЕСХН), то при проверке лимита учитываются совокупные доходы. Если патент совмещается с УСН – складываются поступления по обоим спецрежимам[28]. Если же патент совмещен с общей системой или сельскохозяйственным налогом (ЕСХН), то при определении превышения 10 млн учитывают только доходы от «патентной» деятельности[28]. Это правило закрывает возможность перераспределять выручку между разными режимами, чтобы сохранить патент.
Ограничение видов деятельности. Помимо финансового лимита, реформой вводится перечень сфер, для которых патент более недоступен с 2026 года. В частности, нельзя будет применять ПСН для следующих видов бизнеса[29]:
- Грузоперевозки автомобильным транспортом (оказание услуг по перевозке грузов автотранспортом исключается из патента)[30].
- Услуги охраны, сторожевые услуги – деятельность сторожей, вахтеров, охранников и уличных патрулей больше не сможет облагаться по патенту[30].
- Розничная торговля через стационарную торговую сеть – под запрет попадает розница как через магазины и павильоны с торговыми залами, так и без залов (ларьки, киоски), а также торговля через маркетплейсы[31].
Таким образом, патент для розничной торговли фактически упраздняется, кроме как для форматов вне стационарной сети. В 2026 году использовать ПСН в рознице можно будет лишь для нестационарной торговой сети (выездная, ярмарочная торговля, развозная и разносная торговля)[32]. Любые постоянные торговые точки, включая интернет-торговлю на маркетплейсах, должны будут применять другие режимы налогообложения.
Нововведения и расширение патента. Одновременно законодатели чуть расширяют возможности ПСН для отдельных услуг в сельских территориях. С 2026 года на патент можно будет работать в сельских населенных пунктах (входящих в муниципальные округа) по новым видам деятельности[33]:
- Услуги банковских платежных агентов по приему от населения наличных денег и зачислению их на счета физлиц[34].
- Услуги банковских платежных агентов по выдаче наличных с банковских счетов физлиц при осуществлении розничной торговли через стационарную торговую сеть[34].
Ранее такие агентские банковские услуги на патенте разрешались лишь в сельских поселениях. Теперь география расширена до более крупных сельских населенных пунктов[35]. Это, конечно, узкоспециальная льгота, направленная на поддержку финансовой инфраструктуры на селе, и большинство городских предпринимателей не затронет.
Ответственные лица: Ограничения по патенту инициированы тем же законопроектом Минфина № 1026190-8. В пояснительной записке правительство обосновывает эти меры борьбой со злоупотреблениями: за последние годы патент использовался некоторыми относительно крупными бизнесами для минимизации налогов (например, сети магазинов оформлялись на множество ИП с патентами). Сокращение лимита до 10 млн и исключение торговли и перевозок – это, по словам представителей ФНС, попытка вернуть такие бизнесы в рамки общей системы или УСН, где они будут платить и НДС, и налоги с полной выручки. Ответственным за реализацию инициативы выступает ФНС и Минфин, а курирует направление заместитель министра финансов Алексей Сазанов (отвечающий за налоговую политику).
Что делать бизнесу: Индивидуальным предпринимателям, работающим на патенте, следует срочно оценить свои показатели и вид деятельности:
- Проверьте выручку за 2025 год. Если она превышает 10 млн руб., запланируйте переход с патента на другую систему налогообложения с 2026 года. Для выбора доступны УСН (если условия позволяют) либо общая система. Необходимо подать заявление о переходе до 31 декабря 2025 года, чтобы с нового года применить УСН, иначе по умолчанию придется работать на ОСНО.
- Если вы близки к лимиту 10 млн руб. на патенте, будьте осторожны. В 2026 году контролируйте доход – превышение даже на рубль приведет к потере патента и перерасчету налогов. Возможно, стоит разделить бизнес на несколько ИП (по разным видам деятельности) или ограничить продажи, чтобы не превысить порог – однако помните, что откровенное дробление бизнеса несет риски, и ранее была проведена амнистия по дроблению, повторно воспользоваться которой не получится[36].
- Оцените возможность применения УСН. Если ваш вид деятельности и обороты позволяют, УСН может стать заменой патенту. Однако учтите, что на УСН с 2026 года тоже действует лимит 10 млн руб. для освобождения от НДС[15]. Кроме того, при смене патента на УСН появится обязанность платить страховые взносы «за себя» (фиксированные) и, если есть работники, сдавать дополнительную отчетность.
- Если вы занимались розничной торговлей, грузоперевозками или охранными услугами на патенте, с 2026 года это станет невозможно. Нужно заранее переключиться на УСН или ОСНО. Например, небольшому магазину на патенте имеет смысл подать уведомление на УСН «доходы» 6% (или 8% в 2026 году, если регион повысит ставку) либо «доходы минус расходы» 15%. Обратите внимание на новые базовые ставки УСН в вашем регионе – возможно, региональные льготы по УСН тоже пересматриваются (см. далее про отмену льгот).
- Пересчитайте экономику бизнеса. Патент часто выгоден тем, что налог по нему фиксирован и не зависит от реального дохода. При переходе на УСН или ОСНО налоговая нагрузка возрастет (например, 6-8% с выручки или 13-15% с прибыли, плюс НДС на ОСНО). Заранее оцените, как это отразится на рентабельности, и подготовьте стратегию повышения цен или сокращения издержек, чтобы сохранить прибыльность.
- Подайте заявления своевременно. Если отказываетесь от патента с 2026 года, уведомите налоговую (формально, патент просто не приобретаете на новый срок, но если был оплаченный на длительный период – возможно, потребуется уведомление о прекращении). Если переходите на УСН – подайте заявление до конца года. Не забудьте и про снятие с учета ККТ для патента, если меняется режим.
В целом, предпринимателям на патенте налоговая реформа 2026 ставит жесткие рамки. Многим придется сменить режим налогообложения, а значит – привыкать к новым отчетам, ставкам, уплате НДС или повышенных страховых взносов. Лучше проработать эти вопросы в конце 2025 года, чем столкнуться с налоговыми проблемами постфактум.
Налоговая реформа 2026 и изменения для IT-отрасли: отмена льгот и рост фискальной нагрузки
Отдельным блоком поправок идет отмена ряда налоговых льгот для IT-бизнеса, которые ранее вводились для поддержки отрасли. Правительство считает, что за последние годы IT-сектор достаточно окреп благодаря полученным преференциям, и теперь может платить больше налогов[37]. В налоговую реформу 2026 заложены такие изменения для IT-организаций:
- Отмена освобождения от НДС при продаже отечественного ПО. Сейчас действующая норма пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от НДС реализацию программного обеспечения, включенного в реестр российского ПО (при выполнении ряда условий)[38]. С 2026 года эта льгота будет устранена[39]. Продажа софта, баз данных, лицензий и прочих IT-продуктов отечественной разработки будет облагаться НДС на общих основаниях. Компании на ОСНО будут начислять 22%, на УСН – по выбору либо основную ставку 22%, либо (при выполнении условий по выручке) пониженные ставки 5% или 7%[40]. Таким образом, IT-компании лишаются нулевой ставки НДС. Например, если ранее софт продавался без НДС, то с 2026 года к цене придется добавить налог, либо уменьшить свою выручку на его величину. Это изменение особенно затронет тех, чей бизнес-модель построена на продаже программных продуктов внутри страны – им придется пересматривать цены и договоры.
- Ужесточение условий патента для разработчиков ПО. Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по разработке и обслуживанию программного обеспечения, также подпадут под новые ограничения ПСН. Во-первых, как уже сказано, если их доход превысит 10 млн руб., они не смогут применять патент[41]. Во-вторых, сама возможность работать на патенте в сфере разработки ПО может быть сужена (раньше такая льгота существовала, и ею пользовались небольшие команды разработчиков). Фактически, успешным IT-предпринимателям придется переходить на УСН с уплатой налога на доходы и НДС (при выручке более 10 млн) или даже на общую систему, если масштабы велики.
- Повышение страховых взносов для IT-организаций. Ранее IT-компании, получившие аккредитацию и выполняющие условия по численности и доле доходов, имели серьезную льготу по страховым взносам: тариф 7,6% на фонд оплаты труда (вместо стандартных ~30%)[42]. Этот льготный тариф применялся ко всей сумме выплат работникам. С 2026 года правительство решило частично отменить и эту преференцию. Пониженный тариф 7,6% сохранится только для части выплат, превышающих предельную базу по взносам (т.е. сверх годового лимита, который в 2026 году составит 2 979 000 руб.)[43]. А на зарплаты в пределах этой базы ставка будет повышена почти вдвое – до 15%[43]. Иными словами, для относительно небольших зарплат сотрудников (до ~2,98 млн руб. в год, или ~248 тыс. руб. в месяц) ставка вырастет с 7,6% до 15%. Для части зарплат выше этого уровня останется льготный тариф (видимо, 7.6% либо, по некоторым данным, 7.6% заменяется на стандартные 15% только в части до базы, а на часть выше базы – все равно 7.6%, что дает средний тариф для высоких зарплат чуть ниже прежнего полного льготного). В итоге нагрузка на фонд оплаты труда IT-компаний существенно возрастет – практически вдвое на значительную часть выплат. Например, если разработчик получал 150 тыс. руб. в месяц, компания платила с него 7,6% (~11,4 тыс. руб.). В 2026 году с тех же 150 тыс. придется заплатить: 15% с первых ~248 тыс. в год и 7,6% с остального. Поскольку 150 тыс. в месяц – это 1,8 млн в год, целиком лежащие в пределах базы, ставка будет фактически 15%, и взносы составят 22,5 тыс. руб. в месяц, то есть почти вдвое больше. Разница по сравнению с нынешними условиями ощутима.
- Ограничение региональных льгот по УСН. Ранее многие субъекты РФ самостоятельно устанавливали для определенных видов деятельности пониженные ставки налога при упрощенной системе (например, 1% вместо 6% или 5% вместо 15% для IT-отрасли, производственных компаний и пр.). С 2026 года планируется централизация этих льгот: Правительство РФ само определит перечень приоритетных отраслей, для которых регионы смогут устанавливать сниженные ставки по УСН[44]. Только субъекты МСП, работающие в этих приоритетных отраслях, сохранят местные налоговые льготы. Попадет ли IT-отрасль в этот перечень – пока неизвестно[45]. Таким образом, есть риск, что региональные льготы для IT-компаний по УСН (где они еще действуют) будут отменены или сокращены. Это – дополнительный удар по небольшим IT-фирмам, которые сейчас пользуются ставками 1–3%.
Ответственные лица: Отмена IT-льгот также заложена в правительственном законопроекте № 1026190-8, инициированном Минфином. На стадии обсуждения против этих мер активно выступают отраслевые ассоциации: в октябре 2025 года ассоциации разработчиков ПО (АРПП «Отечественный софт», Ассоциация больших данных и др.) направили письмо Президенту РФ с просьбой пересмотреть решения[46]. Однако позиция правительства однозначна – в бюджет 2026–2028 гг. уже заложено получение дополнительных доходов за счет IT-сектора. Антон Силуанов называет льготы “выполнившими свою роль” и считает правильным вернуть общий режим налогообложения для IT-компаний. Конечное решение будут принимать Государственная Дума и Совет Федерации, но учитывая поддержку в бюджетном комитете, вероятнее всего изменения будут приняты.
Что делать бизнесу: IT-компаниям нужно подготовиться к жизни без прежних преференций:
- Пересмотреть ценовые модели. Если вы продавали программные продукты с НДС 0%, заложите в финальную цену 2026 года добавление 22% НДС. Возможно, стоит предупредить заказчиков (особенно госсектор) о том, что с нового года счет будет выставляться с НДС. Альтернативно, можно сохранить цены, но тогда уменьшится ваша чистая выручка на сумму налога.
- Переоформить договоры. При работе с клиентами на общей системе, которые смогут принять к вычету ваш НДС, изменения пройдут легче – достаточно правильно оформить счета-фактуры с 2026 года. Но если ваши клиенты – на спецрежимах или физлица, им придется платить НДС в составе цены. Обсудите с ними условия заранее, чтобы избежать недопонимания.
- Заложить рост затрат на персонал. Проанализируйте фонд оплаты труда: сколько возрастут страховые взносы при ставках 15% и 7,6%. Для большинства сотрудников следует ожидать практически удвоения взносов. Бюджет 2026 года должен предусмотреть эти расходы. В некоторых случаях, возможно, стоит скорректировать систему оплаты труда – например, уменьшить оклад и ввести бонусы, хотя это не даст экономии, поскольку взносы начисляются на все выплаты. Тем не менее, оцените, не выгоднее ли некоторым сотрудникам оформить статус самозанятых (если характер работы позволяет) – это снизит нагрузку, хотя и имеет ограничения.
- Проверить статус аккредитации. Льготный тариф 7,6% сейчас действует только для аккредитованных организаций ИТ-отрасли. Если вы теряете аккредитацию или не отвечаете новым критериям, то и 7,6% бы не было. С 2026 года разница уже не столь кардинальна (15%/7,6% вместо 7,6% по всей базе), но все же убедитесь, что вы соответствуете требованиям Минцифры для аккредитации, чтобы хотя бы на высокие зарплаты сохранить 7,6%.
- Отследить региональные льготы. Узнайте, будет ли ваш регион сохранять сниженные ставки УСН для IT или отменит их. В случае отмены – заранее заложите в финансовый план уплату налога по стандартной ставке (например, 6% вместо 1%). Если разница существенна, возможно, стоит рассмотреть релокацию бизнеса в другой регион, который даст льготы (если такие останутся и если это оправдано масштабом бизнеса).
- Продолжить диалог через ассоциации. IT-бизнес может надеяться на смягчение реформы, если консолидированно заявит о проблемах. Но готовясь к худшему сценарию, важно уже сейчас оптимизировать процессы, повысить эффективность, чтобы выдержать возросшую нагрузку.
В итоге, налоговая реформа 2026 ставит IT-отрасль в новые условия, практически возвращая ее к общему режиму по налогам и взносам. Отрасль, получавшая налоговые каникулы и стимулы с 2017–2022 годов, теперь будет работать на общих основаниях, что, по замыслу правительства, выровняет конкуренцию и увеличит поступления в бюджет.
Отмена пониженных страховых взносов для малого бизнеса
В период пандемии государство ввело ощутимые послабления для малого и среднего предпринимательства (МСП) по уплате страховых взносов. С апреля 2020 года для предприятий из реестра МСП действует пониженный единый тариф 15% на зарплаты, превышающие определенный минимум, вместо общего ~30%-го тарифа. Эта мера поддержки стала постоянной и позволяет экономить на отчислениях за сотрудников, стимулируя зарплаты и найм. Однако налоговая реформа 2026 существенно ограничивает применение льготного тарифа. По сути, льготы по страховым взносам для малого бизнеса заканчиваются для значительной части компаний.
Сначала разберем, как действует схема в 2025 году. Общие тарифы страховых взносов (в Пенсионный фонд, Соцстрах и ОМС) для обычных работодателей составляют[47]:
- 30% – на часть выплат каждому физлицу, не превышающую предельную облагаемую базу (в 2025 году предел по пенсионным взносам – 2 759 000 руб. в год)[48].
- 15,1% – на часть выплат сверх предельной базы[49] (после превышения ~2,759 млн руб. в сумме начисленной зарплаты с начала года ставка на сверхпороговую часть снижается, т.к. пенсионные взносы перестают начисляться, остаются только медстрах 5,1% и соцстрах 0%, итого 5,1% + дополнительная часть 10% = 15,1%).
Для субъектов МСП же с 2020 г. был установлен льготный тариф (ст. 427 НК)[50]:
- 30% – на часть выплат каждому работнику в пределах 1,5 МРОТ в месяц.
- 15% – на часть выплат, превышающую 1,5 МРОТ[51].
В 2025 году МРОТ федеральный – 22 400 руб., 1,5 МРОТ – 33 660 руб. в месяц[52]. То есть льгота заключалась в том, что с первых ~33,7 тыс. руб. зарплаты платится столько же 30%, сколько и у всех, а вот со всего что выше этой небольшой суммы – лишь 15%. Для большинства полноразмерных зарплат (~50–100 тыс. руб.) это дает существенное снижение совокупного тарифа (примерно до 15–20% вместо 30%).
Что изменится с 1 января 2026 года: льготный тариф станет доступен не всем МСП, а лишь избранным. Планируется, что Правительство РФ утвердит перечень приоритетных отраслей, для которых малый бизнес сможет и дальше платить пониженную ставку[53]. По данным законопроекта, в такой перечень войдут производственные и обрабатывающие предприятия, компании транспортной отрасли и некоторые другие сферы, которые государство сочтет социально или экономически значимыми[53]. Условием применения льготы будет, что соответствующий вид деятельности указан у фирмы (или ИП) в ЕГРЮЛ/ЕГРИП как основной, и доля доходов от него составляет не менее 70% от общего дохода работодателя[53].
Таким образом, субъекты МСП из приоритетных отраслей сохранят в 2026 году льготное начисление взносов: 30% на часть зарплаты до 1,5 МРОТ и 15% сверх 1,5 МРОТ[54]. Причем 1,5 МРОТ в 2026 году вырастет, поскольку МРОТ повысится – ожидается федеральный МРОТ 27 093 руб. (правительство анонсировало индексацию)[55]. Тогда 1,5 МРОТ ≈ 40 639 руб. Значит, льгота будет применяться на суммы свыше ~40,6 тыс. руб. в месяц.
Остальные же субъекты МСП (не в списке приоритетных отраслей) лишатся льготы. Для них с 2026 года вернутся общие тарифы взносов[56]:
- 30% – на выплаты в пределах ежегодной базы (в 2026 году предельная база прогнозно 2 979 000 руб. за год[43], точная величина устанавливается правительством; для простоты ~3 млн руб.).
- 15,1% – на выплаты сверх базы[56].
Иначе говоря, большая часть малого бизнеса будет платить взносы по тем же ставкам, что и крупный. Уйдет преимущество 15% с сумм выше 1,5 МРОТ. Льгота сохранится только для малого бизнеса в приоритетных секторах.
К приоритетным, судя по доступной информации, отнесут производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, возможно IT (если решат оставить и им, хотя пока под вопросом). А вот торговля, общепит, услуги широкого профиля, финансовый сектор и прочие – скорее всего, льготу потеряют и будут платить по полной ставке. Именно эти сферы и составляли большинство льготополучателей.
Дополнительно вводится новая обязанность по взносам: начислять страховые взносы на руководителей компаний (директоров), даже если им не платится зарплата. Законопроект дополняет ст. 421 НК РФ таким образом, что если единоличный исполнительный орган – например, генеральный директор (в том числе он же учредитель) – не получает вознаграждения или получает меньше МРОТ, организация обязана уплатить взносы с базы, равной федеральному МРОТ за месяц[57][57]. Проще говоря, минимальная база для директора – 1 МРОТ в месяц. Если директор проработал не полный месяц, база рассчитывается пропорционально дням исполнения обязанностей[58]. Это сделано для борьбы с практикой «нулевой отчетности», когда компании годами числятся без движения, а директор официально не получает зарплату. С 2026 года даже спящая фирма будет должна заплатить за директора взносы не меньше чем с МРОТ (~27,1 тыс. руб.), то есть около 8,13 тыс. руб. в месяц в фонды[59]. Это радикально меняет подход: сдавать полностью нулевую отчетность больше не выйдет – всегда будут хотя бы минимальные начисления[60][61].
Ответственные лица: Инициатором отмены тотальных льгот по взносам также выступил Минфин при поддержке ФНС. В пояснениях указывается, что льготы выполнили свою задачу – помогли пережить кризис, – но теперь они искажают конкуренцию и “время льгот для МСБ ушло”[62]. Правительство отмечает, что многие виды бизнеса (особенно торговля) использовали льготу 15% просто для увеличения прибыли, не направляя экономию на развитие или рост зарплат. Теперь, по мнению авторов реформы, предприятия должны работать в равных условиях. Ответственность за имплементацию лежит на ФНС и Социальном фонде (объединившем ПФР и ФСС) – им предстоит администрировать новые правила. Непосредственно изменения прописаны в законопроекте № 1026190-8, и бюджетный комитет Госдумы поддержал их как часть общих поправок[23].
Что делать бизнесу: Малому и среднему бизнесу, пользовавшемуся льготой 15%, нужно подготовиться к росту затрат на персонал в 2026 году:
- Выясните, относитесь ли вы к приоритетным отраслям. Если да – уточните условия (ОКВЭД и доля дохода). Если ваш основной ОКВЭД подходит, позаботьтесь, чтобы в ЕГРЮЛ/ЕГРИП именно он был указан как основной, и постарайтесь обеспечить требуемую долю профильных доходов (≥70%) в 2025 году, чтобы сохранить льготу. Возможно, имеет смысл выделить непрофильные направления в отдельное юрлицо, чтобы основная компания соответствовала критериям.
- Рассчитайте нагрузку по-новому. Сделайте прикидку: возьмите фонд оплаты труда за месяц и начислите взносы по ставкам 30% до 1,5 МРОТ и 15% сверх – если вы приоритетны, или 30%/15,1% по общей базе – если нет. Сравните с тем, что платите сейчас (30/15). Разница покажет, насколько увеличатся ежемесячные платежи. У многих компаний, не входящих в льготный список, взносы практически удвоятся на каждую зарплату выше ~40 тыс. руб. (поскольку раньше все сверх 40 тыс. шло по 15%, а теперь по сути будет по 30% до предела базы).
- Пересмотрите фонд оплаты труда. Учитывая рост нагрузки, возможно, стоит оптимизировать расходы. Рассмотрите различные варианты: частичный перевод сотрудников на самозанятость (где это возможно юридически), переход на аутсорсинг некоторых функций, внедрение более гибких схем премирования вместо окладов. Однако важно помнить о рисках переквалификации таких отношений налоговыми органами – любые схемы снижения взносов должны быть законными.
- Учтите минимальные взносы за директора. Если у вас небольшое ООО, где директор-учредитель раньше не получал зарплату, решите: либо начать выплачивать ему хотя бы МРОТ официально, либо заложить уплату ~8 тысяч руб. взносов в квартал (это около 97 тыс. руб. в год) как неизбежный платеж. Некоторые компании подумывают ликвидироваться или приостановить деятельность, чтобы не платить эти суммы, но важно помнить: если компания не ведет деятельность и не хочет платить взносы, придется удалять ее из ЕГРЮЛ (ликвидация), иначе взносы будут начисляться принудительно.
- Закладывайте рост себестоимости. Понимая, что налоговая нагрузка на труд увеличится, проинформируйте своих контрагентов, клиентов о возможном повышении цен или тарифов. Особенно это касается сфер с низкой маржинальностью, где 15% экономии на взносах ранее позволяли держать цены на конкурентном уровне. Теперь, вероятно, придется повышать цены или сокращать расходы.
- Следите за разъяснениями ФНС. Переходный период может сопровождаться вопросами – например, как подтвердить отрасль, как будет проверяться доля доходов, нужно ли уведомлять о применении льготы и т.д. Рекомендуется мониторить письма ФНС и Минфина в конце 2025 – начале 2026 года или проконсультироваться у налогового юриста, чтобы не ошибиться в применении тарифов.
Начиная с отчетности за 1-й квартал 2026 года, многие МСП уже не смогут сдавать нулевые расчеты по взносам и должны будут показывать начисления минимум на 1 МРОТ по директору[60]. Это новшество требует внимательности при подготовке РСВ. В целом, предприятиям малого бизнеса стоит заложить, что льготный период «15%» завершается, и планировать свою деятельность исходя из полной фискальной нагрузки. По оценкам, эта мера призвана увеличить доходы бюджета за счет МСП, но бизнесу нужно позаботиться о собственной рентабельности в новых условиях.
Другие изменения налоговой реформы 2026
Перечисленные нововведения – наиболее существенные для широкого круга бизнеса. Однако законопроект № 1026190-8 включает и другие изменения в налоговой системе[63], нацеленные на совершенствование администрирования и пополнение бюджета. Кратко отметим некоторые из них:
- Акцизы и НДПИ. Предусмотрена индексация ставок акцизов на уровне инфляции[63]. Это затронет производителей подакцизных товаров (алкоголь, табак, нефтепродукты) – ставки вырастут, увеличивая налоговые отчисления. Также возможен пересмотр налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сторону повышения по отдельным ресурсам, хотя точные параметры требуют уточнения.
- Налог на прибыль. В проекте содержатся поправки по налогу на прибыль организаций – вероятно, уточнение правил амортизации, переносов убытков и т.п. Конкретно анонсировалось продление на 2026 год временного сбора 10% с сверхприбылей крупных компаний, введенного ранее, но это оформлено отдельным законом. В рамках же данного проекта может быть пересмотрены некоторые льготы или администрирование налога на прибыль[63].
- НДФЛ. Для граждан планируют точечные изменения: например, уточнение порядка применения имущественных и социальных вычетов (возможно, облегчение процедуры получения вычета напрямую у работодателя), а также рассматривалась возможность повышения ставки НДФЛ для высоких доходов, но в законопроект №1026190-8 этого не включили (речь шла об идее 15% вместо 13% сверх 5 млн руб, но решено сохранить пока 15% сверх 5 млн, как есть).
- Единый налоговый счет (ЕНС). Будут внесены поправки, улучшающие механизм зачета и возврата налогов через единый налоговый счет. Это связано с тем, что ЕНС заработал с 2023 года и выявились сложности. Поправки должны устранить коллизии, ускорить зачеты переплат, уточнить сроки возврата и т.п. Для бизнеса это положительные изменения – уменьшится риск зависания платежей на ЕНС из-за неясностей.
- Налоговый мониторинг. Расширяется применение режима налогового мониторинга – планируется отменить требование соответствия сразу трем критериям для участников. Это значит, больше крупных компаний добровольно смогут перейти на формат онлайн-контроля ФНС за их бухгалтерией без камеральных проверок[64]. Для средних компаний это пока не актуально, но крупным может быть интересно.
- Перенос сроков уплаты налогов. Уточняется порядок переноса сроков, если последний день уплаты налога выпадает на выходной. Сейчас по НК в таких случаях срок сдвигается на следующий рабочий день, но в проекте предложено наоборот – переносить на предыдущий рабочий день[65]. То есть платить налог придется до выходного. Это изменение дисциплинирующее: бюджет получит деньги не позже срока. Бизнесу нужно будет внимательнее смотреть на календарь налоговых платежей.
- Поддержка участников СВО. Законопроект также содержит положения о дополнительных мерах поддержки участников специальной военной операции и членов их семей[66]. Вероятно, речь о освобождении их от некоторых налогов или продлении сроков уплаты. Эти нормы социальные и затрагивают ограниченный круг лиц, но являются важным элементом пакета.
Полный перечень изменений очень обширен (документ насчитывает более 200 страниц поправок[1]). Мы рассмотрели основные новации, влияющие на налоговую нагрузку бизнеса. Все они должны вступить в силу с 1 января 2026 года без каких-либо переходных периодов[1]. Ответственность за доведение информации до налогоплательщиков возложена на ФНС – вероятно, в конце 2025 года служба выпустит подробные разъяснения и обновленные формы отчетности.
Налоговая реформа 2026: как бизнесу подготовиться к изменениям?
С учетом перечисленных мер, налоговая реформа 2026 существенно меняет правила игры. Чтобы встретить ее во всеоружии, бизнесу рекомендуется предпринять следующие шаги:
- Изучить новые нормы и оценить свое соответствие. Руководству компаний (особенно малых) следует тщательно проанализировать: превышаете ли вы новые лимиты по выручке (10 млн для НДС), подпадаете ли под отмену льготных тарифов, нет ли у вас видов деятельности, запрещенных для патента. Проведите «инвентаризацию» налоговых режимов вашего бизнеса.
- Пересмотреть договоры и документы. Если у вас есть долгосрочные контракты, включающие НДС, или фиксированная цена на товары, предусмотренная после 1.01.2026, необходимо пересчитать цены с учетом 22% НДС и заключить допсоглашения с контрагентами[12]. Аналогично, обговорите изменения условий с поставщиками, если они малый бизнес – возможно, с 2026 года они начнут выставлять счета с НДС, что повлияет на ваши расчеты.
- Настроить учетные системы. Обновите в 1С или других бухгалтерских программах ставки налогов: НДС 22%, новые алгоритмы расчета страхвзносов для разных категорий работников, изменение ставок УСН (в некоторых регионах могут быть скорректированы). Убедитесь, что у вашего бухгалтера есть последние релизы программного обеспечения, учитывающие реформу.
- Повысить компетенции персонала. Проведите обучение для бухгалтеров и ответственных сотрудников по новым правилам. Желательно организовать семинары или курсы (многие из них сейчас проводятся, например, ФНС и торгово-промышленные палаты делают вебинары по реформе). Это поможет избежать ошибок при первом же квартальном отчете 2026 года.
- Оптимизировать финансовую модель бизнеса. Прогнозируйте финансовые показатели 2026 года с учетом увеличения налогов: заложите +2 п.п. НДС в расходную часть или отразите их в повышении доходной (если будете перекладывать на цену). Заложите рост отчислений на зарплату для тех, кто потеряет льготы. Если после всех корректировок прибыль становится слишком низкой – ищите резервы: возможно, стоит сократить издержки, отказаться от нерентабельных направлений, автоматизировать процессы, чтобы компенсировать рост налоговой нагрузки.
- Рассмотрите изменение организационной структуры. Малому бизнесу имеет смысл подумать, не разделить ли бизнес на несколько юридических лиц или ИП, чтобы каждому укладываться в лимит 10 млн руб. для НДС. Однако делать это нужно аккуратно, чтобы не подпасть под понятие недобросовестного дробления (налоговая будет особенно внимательно отслеживать такие случаи в связи с реформой). Если решитесь, сделайте это заранее и с консультацией юриста.
- Выбрать оптимальный налоговый режим. В связи с реформой может оказаться, что ваш текущий режим стал невыгоден. Например, ИП на патенте (розница) с выручкой 15 млн руб. уже не может быть на патенте – ему нужно решить, что лучше: УСН 6% (но тогда еще НДС 22% сверху, итого нагрузка под 28%) или общая система (НДС 22% + НДФЛ 13% с прибыли, но с возможностью вычитать расходы). Каждый случай индивидуален – посчитайте оба варианта.
- Контролировать законодательные новости. Хотя законопроект, скорее всего, будет принят в предложенном виде, не исключены поправки ко второму чтению. Например, бизнес-ассоциации добиваются, чтобы порог НДС снизили не до 10, а, скажем, до 30 млн, или просят смягчить отмену льгот по взносам. К финалу 2025 года могут произойти изменения. Поэтому следите за официальной информацией: итоговый текст закона, разъяснения Минфина, письма ФНС. Подпишитесь на обновления от профильных изданий или сайтов (например, на Консультант+ или Гарант, раздел «Проекты законов»).
- Обратиться за профессиональной консультацией. Налоговые юристы и консультанты сейчас активно помогают клиентам перестраиваться под новые правила. Имеет смысл заказать аудит вашего бизнеса «под реформу»: вам подскажут, где узкие места, какие шаги предпринять, как минимизировать налоги законными способами в рамках новых ограничений. Например, можно ли выделить в отдельное юрлицо какой-то вид деятельности, чтобы сохранить льготу по взносам, или перевод части сотрудников на ГПХ/самозанятость, или использование офшорных структур для экспорта (под 0% НДС) и т.д. – подобные вещи индивидуальны и требуют грамотного подхода.
- Коммуницировать с контрагентами и клиентами. Наконец, важно предупредить ваших партнеров о надвигающихся изменениях. Поставщики могут поднять цены (если у них рост НДС или отмена льгот), покупатели – потребовать пересмотра условий. Открытый диалог поможет сохранить доверие. Особенно честным стоит быть с конечными потребителями: рост цен с 2026 года неизбежен в силу макроэкономических решений[67], и объяснение про повышение НДС на государственном уровне часто встретит понимание у аудитории.
Подводя итог, налоговая реформа 2026 в России – наиболее значительное изменение налоговых правил за последние годы. Она затрагивает практически каждого предпринимателя: от мелкого ИП на патенте до крупного холдинга на общем режиме. Ответственные лица – Министерство финансов (Антон Силуанов и его команда), Правительство РФ (Михаил Мишустин) – ясно дали понять, что цель реформы – увеличение доходов бюджета и выравнивание налоговой нагрузки[68]. Бизнесу же предстоит адаптироваться к новым условиям, что потребует внимания, грамотного планирования и, возможно, пересмотра стратегии. Лучше подготовиться заранее, чтобы 1 января 2026 года не стало для компании неприятным сюрпризом. Следуя советам и зная детали (подтвержденные официальными источниками), можно смягчить удар реформы и даже найти новые точки роста в изменившейся налоговой среде.
Если вам нужна надежная команда юристов с огромным практическим опытом, то обращайтесь в ООО ЮК «Шмелева и Партнеры». Заявку можно оставить на сайте нашей юридической компании или звоните по указанным номерам телефонов. Отзывы о нашей работе можно посмотреть на Яндекс.Картах.
Источники и официальные материалы:
- Законопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», внесенный Правительством РФ 29.09.2025 (публикация на сайте Госдумы)[1].
- Разъяснения и Q&A по налоговой реформе 2026 от компании «Такском» на Клерк.ру[2][69][26][38][54].
- Пояснения Минфина РФ и выступления Министра финансов А. Силуанова: пресс-релиз РБК[4][70]; заявление на слушаниях в Совете Федерации (ТАСС)[68].
- Статья-дайджест Право.ru «Налоговый дайджест за сентябрь 2025: повышение НДС, “убийство” УСН и отмена IT-льгот» (М. Вараксин)[1][21].
- Комментарии экспертов и новости: Коммерсантъ о дополнительных доходах бюджета от НДС[67]; Реакция бизнес-сообщества и IT-ассоциаций (ComNews)[71].
Каждый бизнес должен ознакомиться с финальным текстом закона после его принятия и применять нормы с учетом разъяснений налоговых органов. Рекомендуется использовать официальные ресурсы (ФНС, Минфин) для уточнения деталей. Налоговая реформа 2026 – вызов, но при правильном подходе его можно преодолеть, сохранив устойчивость и законопослушность вашего дела.
[1] [19] [20] [21] [22] [36] Налоговый дайджест за сентябрь: повышение НДС, «убийство» УСН и отмена IT-льгот — новости Право.ру
https://pravo.ru/story/260666/
[2] [3] [8] [9] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [59] [69] Налоговая реформа 2026: отвечаем на самые частые вопросы бизнеса
[4] [7] [70] Минфин предложил повысить НДС до 22% — РБК
https://www.rbc.ru/economics/24/09/2025/68d390b39a794798d486feef
[5] [6] [10] [68] Силуанов: налоговые изменения принесут бюджету РФ в 2026 году 2,3 трлн рублей
https://tass.ru/ekonomika/25261291
[11] Минфин оценил, как снижение порога по НДС для плательщиков …
[23] Повышение НДС поддержали в бюджетном пакете // В … — Закон.ру
[46] ИТ-ассоциации направили письмо Президенту РФ — АРПП
https://arppsoft.ru/news/arpp/20628/
[57] [58] [60] [61] [65] Законопроект № 1026190-8: новые правила страховых взносов для руководителей-учредителей с 2026 года
[62] НДС в 22% – меньшее из зол, время льгот для МСБ ушло …
https://www.business-gazeta.ru/article/684020
[63] [64] [66] Законопроект с многочисленными изменениями в Налоговый кодекс РФ внесен в Госдуму \ КонсультантПлюс
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/90943.html
[67] Бюджет РФ получит дополнительные 1,5 трлн руб. в ближайшие три года за счет НДС – Коммерсантъ
https://www.kommersant.ru/doc/8120391
[71] Гипс снимают, клиент уезжает! Российские ИТ-ассоциации …
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.
