Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием: цели, система и проблемы
Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет свои особенности и нюансы. Такие организации несут для страны стратегическое значение в сфере экономики, так как цели их основного собственника – РФ, более многогранны, нежели у частных учредителей. Проанализировав корпоративное управление в компаниях с Государственным участием, можно будет понять, чего стремится достичь главный акционер, делая крупные инвестиции.
Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием: структура, цели и задачи
Правильно разработанная стратегия корпоративного управления позволяет государству, которое выступает в качестве основного акционера организации, достичь важных целей:
- обеспечить наполнение Федерального бюджета, повысить регулярные поступления;
- реализовать инновационные решения, направленные на укрепление и рост экономики;
- оказывать реальную помощь АО при выполнении функций, имеющих стратегическое значение;
- реализовывать экологические, экономические и прочие задачи, благодаря участию в акционерных обществах;
- привлекать в АО дополнительные инвестиции;
- стимулировать производства, повышать экономические и финансовые показатели Общества.
Принципы корпоративного управления
На эффективность корпоративного управления оказывают непосредственное влияние организованность и структурированность корпорации. При этом данная система должна основываться на общечеловеческих принципах: ответственности, публичности, честности. Корпоративное управление корпорацией базируется на следующих принципах:
- Разработка стратегий, миссий, планов, философии корпорации, которые отражают выбранное бизнес-направление.
- Установка целей, которые станут для штатного персонала, включая управленцев, мотивацией к успешной, продуктивной работе.
- Выбор системы, структуры предприятия, в соответствии с поставленными целями.
При этом процессы корпоративного управления должны охватывать положения, отражающие действия компании, необходимые для достижения запланированного результата.
Параллельно учитываются риски корпоративного управления, проблемы, затрагивающие права акционеров, работу управленцев, получение доступа к бизнес-информации, вопросы социальной направленности.
Основой системы корпоративного управления государственных компаний являются методы, механизмы реализации, информирование и прочие нюансы. Если будет отсутствовать хоть один элемент из этой цепи, нарушится порядок работы Общества.
Главные цели корпоративного управления с государственным участием
Основными участниками таких корпораций являются связанные субъекты, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, либо имеющие от него какую-либо зависимость.
В эту группу стоит включить менеджмент, штатный персонал, акционеров, главным из которых является РФ, инвестировавшая самое большое количество средств в уставной капитал.
Вступив во взаимодействие с корпорацией, правительство ставит перед собой следующие цели:
- Увеличение налоговых поступлений в Федеральный бюджет.
- Повышение экономических показателей корпораций.
- Содействие в развитии производства.
- Помощь в работе организациям, выполняющим стратегические функции, стоящих на страже экологических, экономических, социальных интересов РФ, защищающих ее суверенитет.
Предприятия, в которых присутствует государственное корпоративное управление, преследуют свои цели при таком взаимодействии:
- увеличение прибыли;
- динамичное развитие корпорации;
- реструктуризация фирмы;
- оптимизация затрат управленческого плата при соблюдении норм действующего законодательства;
- минимизация рисков;
- использование международных стандартов при ведении бизнеса.
Все участники корпорации должны обеспечить полноценное взаимодействие друг с другом. Между ними согласовываются не только цели, но и задачи.
Именно поэтому система корпоративного управления в компаниях с Государственным участием выступает в качестве стимулятора для акционеров и управленцев. Она направляет их силы на соблюдение основных принципов и достижение компромиссов. Основная управленческая идея формируется за счет выбранной модели взаимодействия.
Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций
Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет свои особенности и нюансы. Благодаря такой форме взаимодействия властей и коммерсантов существенно расширяется круг участников:
- Акционеры.
- Менеджмент.
- Официальные представители власти. Формируют позицию государства, выступающего в роли акционера.
- Ведомства. Защищают интересы страны в органах управления.
Особенностью корпоративного управления в компаниях с Государственным участием является смешанная форма функционирования совета директоров. Руководящий состав склонен принимать решения, одобренные на самом высоком уровне по причине того, что среди управленцев большая часть является гос. представителями.
Из этого следует, что при голосовании по рабочим вопросам они принимают решения в соответствии с выданными правительством директивами.
Корпоративное управление с Государственным участием — основные проблемы
Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием имеет ряд недостатков. В первую очередь следует отметить низкую активность совета директоров, из-за чего важные решения принимаются без акцента на экономических интересах корпорации.
К проблемам, присутствующим в корпоративном управлении в компаниях с Государственным участием, можно отнести следующее:
- Представители страны работают в корпорациях не на регулярной основе. Зачастую они присутствуют на советах директоров, чтобы принимать управленческие решения, затрагивающие производственную деятельность.
- Ведомства и министерства самоустраняются при назначении в корпорациях представителей от страны.
- Представители администрации президента нерегулярно подают отчетность, или вовсе ее не предоставляют.
- Выдвиженцы от правительства могут нарушать полученные инструкции относительно правил голосования.
В результате снижается эффективность ее работы, и соответственно не наблюдается динамичного роста рентабельности. Для совершенствования корпоративного управления в компаниях с Государственным участием рекомендуется развивать институт независимых руководителей.
Роль совета директоров в компаниях с Государственным участием
Невыполненные цели и задачи корпоративного управления приведут к сбоям в работе всей корпорации. Эти моменты должно контролировать руководство, поэтому в таких компаниях создают совет директоров, от эффективности работы которого будет зависеть устойчивое и долгосрочное развитие Общества.
На территории РФ вопросы управления корпоративного развития, формирования и работы совета директоров регулируется со стороны Федерального законодательства.
В ФЗ №208 от 26.12.1995г. даны рекомендации относительно основных организационных моментов. Также эти вопросы рассматриваются в Национальном Кодексе корпоративного поведения.
Практика показывает, что в фирмах, которые нацелены на длительное нахождение на отечественном рынке, управленческие решения принимаются в ручном режиме, благодаря чему стремительно возрастает роль совета директоров.
Ежегодно такая практика совершенствуется и становится актуальной для субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности. Для правильного выстраивания работы в правление зачастую вводится внешнее руководство.
Чтобы услуги корпоративного управления предоставлялись на должном уровне, со стороны правительства РФ принимаются соответствующие нормативно-правовые акты, разрабатываются методические рекомендации.
Совет директоров в таких корпорациях представляет собой коллегиальный орган, на который возложена миссия принимать управленческие решения, регулировать деятельность фирмы. Он подчиняется общему собранию собственников, владеющих акциями предприятия.
Несмотря на свои полномочия, совет директоров не принимает участия в совещаниях акционеров, так как занимается стратегическими, наблюдательными и надзорными вопросами. В его компетенцию входят:
- Планирование бюджета, финансовых вложений.
- Разработка стратегии, которой будет придерживаться фирма в ходе ведения бизнеса.
- Внедрение системы, позволяющей давать реальную оценку деятельности менеджмента, мотивирующую персонал на повышение продуктивности предприятия.
- Назначение и освобождение от занимаемой должности членов исполнительного органа Общества.
- Осуществление надзора за активами, внутреннего аудита, выявление слабых мест в системе управления рисками.
В совет директоров должны входить специалисты с высоким уровнем квалификации, богатым багажом знаний, отменными деловыми качествами. Претенденты на руководящие вакансии должны соответствовать следующим характеристикам:
- оказанное со стороны акционеров доверие;
- безупречная деловая репутация;
- незаурядные личные качества;
- отсутствие конфликта интересов с другими участниками.
Что касается количества человек в совете директоров, то данный фактор определяется исходя из потребностей Общества. Численности специалистов должно быть достаточно для того, чтобы эффективно работать и не затруднять встречи, взаимодействие членов совета директоров.
Практика показывает, что оптимальный состав насчитывает не более 7 человек, а для публичного Общества численность специалистов может составлять 11 чел. При формировании структуры совета, крайне важно наличие руководителей, на которых не оказывается внутреннее и внешнее давление.
Независимый директор обладает высоким профессионализмом и поэтому в состоянии самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам. Чтобы такие руководители могли влиять на решения, их численность должна быть не менее трети от общего состава совета.
В обществах с госучастием важную миссию выполняет профессиональный поверенный.
Он отличается от независимого директора тем, что в своей работе руководствуется регламентом постановления Правительства №738 от 03.12.2004г.
Что касается коммуникации членов совета директоров с менеджментом, то она происходит через корпоративного секретаря.
Как выстроить систему корпоративного управления в компаниях с Государственным участием?
В каждом государстве используются индивидуальные модели корпоративного управления, которые могут иметь отличия по следующим параметрам:
- роль заинтересованных лиц;
- структура капитала;
- степень участия заинтересованных лиц.
На то, какой будет система корпоративного управления компании, могут влиять и внешние факторы. Например, динамика развития фондового рынка, особенности экономики в стране, тип культурного уклада в государстве.
В современных условиях Акционерные Общества с участием государства, в которых наблюдается недостаточный уровень корпоративного управления предприятием, сталкиваются с рядом проблем системного характера.
Вступая во взаимодействие с АО, государство обретает все права акционера, предусматривающие не только участие в принятии управленческих решений, но и получении дивидендов. Параллельно государство осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений с обществом на правах носителя публичной власти.
Именно смешивание функций акционера и представителя высшей власти приводит к снижению качества корпоративного управления.
Когда в стране наблюдался рост экономики, были внесены изменения в Федеральное законодательство, затрагивающие вопросы корпоративного управления. Выступая в роли регулятора взаимоотношений с обществом, государство добилось некоторых успехов.
В тоже время, выполняя функции акционера, оно сосредоточивается на достижении личных целей, реализации собственных прав, из-за чего отстает от частных собственников корпорации.
При этом государство не интересуют права остальных участников. Такое положение дел противоречит принципам корпоративного управления, главным из которых является равенство в отношении акционеров по всем вопросам, независимо от величины их доли в корпорации. В юридической практике одним из самых сложных вопросов является разграничение прав и полномочий государства как собственника и регулятора.
Со стороны Федерального законодательства осуществляется регулирование деятельности субъектов корпоративных отношений. ГК РФ (ст. 124) определяет порядок участия юридических лиц в качестве субъектов гражданского права.
При этом ст. 125 указывает, что в гражданском обороте принимают участие органы гос. власти, в рамках своей компетенции.
Государство став акционером вступает в отношения в соответствии с регламентом корпоративного законодательства, которое также применяется и к юридическим и физическим лицам. Но права акционера реализует не само государство, а его официальные представители – органы гос. власти.
В мировой практике применяется несколько моделей построения схемы управления АО с государственным участием:
- Централизованная,
- Двойная,
- Децентрализованная.
В российской практике часто реализуется последний вариант, предусматривающий передачу акций государства специальным холдингам и органам власти.
В соответствии с ФЗ №39 интересы Российской Федерации в вопросах участия в АО могут представлять: Правительство, уполномоченные органы власти, гос. корпорации. Распоряжением Отдельные права государства как акционера осуществляют территориальные органы Росимущества.
Такие же полномочия могут делегироваться Министерствам обороны, транспорта, экономического развития, связи и массовых коммуникаций, гос. корпорациям Росатом, Ростехнологии.
Всего интересы Российской Федерации может представлять 41 орган исполнительной власти. Исходя из этого, структуру корпоративного управления в обществах с участием государства можно рассматривать как децентрализованную.
Что касается компаний, в которых Российская Федерация владеет 100% акций, то они подчиняются министерствам, минуя посредников. Такие органы исполнительной власти наделены полномочиями осуществлять гос. политику, нормативно-правовое регулирование в выбранной организацией сфере деятельности.
Правительство РФ может делегировать полномочия ведомствам и министерствам заключать от имени государства договора с руководителями подведомственных предприятий, утверждать уставы обществ, подписывать соглашения об аренде имущества.
Проблема корпоративного управления в Акционерных Обществах с 100% участием российской Федерации, заключается в отличии применяемой модели от закрепленной в законодательстве.
В соответствии с Положением №738 в таких организациях полномочиями совета директоров наделено Федеральное агентство по управлению гос. имуществом. Процесс формирования Уставов в Акционерных Обществах со 100% участием государства должен соответствовать регламенту ФЗ об АО.
Этот нормативно-правовой акт предусматривает возможность принятия управленческих решений единолично акционером, владеющим 100% акций в предприятии. При этом все должно оформляться в письменном виде.
Но этот Федеральный закон не охватывает процесс проведения годового собрания участников. В АО с 100% участием государства решения принимаются Распоряжением правительства, уполномоченных органов исполнительной власти.
Подводя итоги можно сделать вывод, что Акционерные общества с государственным участием по факту имеют смешанную модель корпоративного управления.
В них функции коллегиального органа выполняет совет директоров, который решает управленческие вопросы, но при этом не является исполнительным органом и не выполняет контрольные функции.
Кандидаты в совет директоров от страны выдвигаются уполномоченными принимать подобные решения Федеральными органами исполнительной власти. При таком подходе нарушается ряд принципов корпоративного управления, в частности равное отношение ко всем акционерам.
Корпоративное управление в компаниях с Государственным участием недостаточно эффективное в современных условиях. Причина кроется в способе реализации прав акционеров, который носит административный, бюрократический характер. Из-за такого корпоративного управления бизнесом не удается быстро и эффективно принимать решения.
Назначенные в таких организациях советы директоров являются формальными органами, так как их наличие предусматривается законодательством. Давая оценку корпоративного управления компанией можно заметить стремление внедрить порядок формирования управления АО по принципу государственного, что нарушает природу и суть Акционерного общества.
Чтобы решить выявленные проблемы корпоративного управления в компаниях с Государственным участием со стороны РФ должна быть построена иная модель, закрепленная на законодательном уровне.
Ее суть должна заключаться в передаче основной нагрузки по принятию решений с исполнительных Федеральных органов власти к совету директоров. Он в свою очередь должен перейти от формального существования к реальному, чтобы осуществлять стратегическое управление организацией, контролировать работу исполнительных органов АО, отвечать за свои действия.
Заключение
Благодаря грамотно выстроенному корпоративному управлению в компаниях с Государственным участием появится возможность повышения их продуктивности. Перед такими предприятиями откроются двери на финансовые рынки, благодаря чему снизится стоимость привлеченного капитала.
Администрация Президента планирует сделать все госкомпании публичными корпорациями, разместив их акции на фондовых рынках.
Таким образом, Правительство планирует увести граждан из банковского сектора, чтобы они начали активнее инвестировать средства в бизнес-проекты.
Эти планы удастся реализовать только благодаря совершенствованию системы корпоративного управления в компаниях с Государственным участием.
Компания ООО «Шмелева и Партнеры» оказывает юридические услуги для бизнеса. В том числе, по корпоративным правоотношениям. Вы можете обратиться к нам за абонентским обслуживанием или для решения разовой задачи:
Основное направление нашей деятельности — юридические услуги для бизнеса. За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия. Сотрудничая с нами, ваши риски = 0%.